12:07

Художник по костюмам из Питера судится с калининградской кинокомпанией, созданной актрисой Александрой Яковлевой

  1. Калининград
Съёмки эпизода в Чите | Фото предоставила Елена Сазонова
Съёмки эпизода в Чите. Фото предоставила Елена Сазонова

В Калининградской области рассматривается иск художника по костюмам из Санкт-Петербурга к кинокомпании «Королевская гора», созданной Александрой Яковлевой. Елена Сазонова утверждает, что шила для фильма костюмы, но ей не заплатили полмиллиона. Как истица отстаивает свою позицию в суде, Елена рассказала «Клопс». 

Сазонова больше четверти века работает театральным художником сценического костюма. С Яковлевой познакомилась несколько лет назад, когда та выступала в Питере с антрепризным спектаклем. 

«Я делала к нему костюмы, у нас сложились нормальные добрые отношения. Ещё тогда актриса говорила, что мечтает снять фильм», — рассказывает Сазонова. 

Съёмки эпизода фильма  | Фото: предоставила Елена Сазонова
Съёмки эпизода фильма. Фото: предоставила Елена Сазонова

Сроки были крайне сжатыми

Как рассказывает Елена, 20 апреля 2021 года ей позвонила Яковлева и предложила сшить костюмы к её фильму. Срок на подготовку дала крайне сжатый — меньше месяца. 

«Съёмки эпизода планировались в Чите 17 мая. Времени было нереально мало», — рассказывает Елена. 

Сазонова объясняет, что в производстве сценических костюмов существуют определенные этапы — художник должен почитать сценарий, выстроить образы, продумать, как будут одеты все персонажи, сделать эскизы, обсудить их с режиссёром и утвердить. 

«Нужно погрузиться в материал, ведь эпизод не должен выпадать из общей канвы. На основании эскизов производится расчёт материалов, потом начинается производство. Обычно такой процесс занимает 3-4 месяца», — говорит художник. 

Фильм, к съёмкам которого приступила Александра Яковлева, был приурочен к юбилею Александра Невского. Он состоял из нескольких блоков — современный, исторический, фантазийный. 

«Работа заинтересовала меня как профессионала. Несмотря на экстремальность сроков, я согласилась», — продолжает Сазонова и добавляет что в процессе работы постоянно общалась с Яковлевой по телефону, в WhatsApp и при личных встречах. 

Съёмки эпизода фильма  | Фото предоставила Елена Сазонова
Съёмки эпизода фильма. Фото предоставила Елена Сазонова

Трудились круглосуточно

Требовалось создать 36 историко-фантазийных костюмов: Александр Невский должен были встретиться с ханом и его свитой. Среди персонажей присутствовал и главный герой фильма, путешествующий во времени. 

«Делать эскизы было некогда, мы с Александрой Евгеньевной концептуально утвердили образы. Каждый костюм, например, воина, состоит из определённого количество элементов: нательная рубаха, свитка, порты, сапоги, кольчуга, плащ, шлем. Чтобы ускорить процесс, некоторые элементы мы взяли в аренду — художники часто так делают на Ленфильме или в театрах. Что-то удалось раздобыть, но большую часть одежды пришлось дошивать самим», — говорит Елена. 

Сазонова отмечает, что обычно закупкой материала и фурнитуры занимается куратор. Но здесь приходилось всё искать самой.

«Крупные мастерские города отказались помочь, так как были майские праздники. Магазины тоже были на выходных. Мне помогали две небольшие мастерские и несколько частников. Бутафор, мастер по валянию, швея, ну и, разумеется, работала я сама. Мы трудились в круглосуточном режиме», — говорит Елена. 

Она добавляет, что в её мастерской были приличные закрома: «Нашлось всё — от проволоки до тончайших шелков». 

Съёмки эпизода фильма  | Фото предоставила Елена Сазонова
Съёмки эпизода фильма. Фото предоставила Елена Сазонова

«Мне нужны классные костюмы!»

Елена вела переговоры об оплате с тремя представителями кинокомпании «Королевская гора». Кроме самой Яковлевой, художник по костюмам переписывалась с бухгалтером и администратором. Они занимались бумагами, обсуждали нюансы работы и оплату. 

«С самого начала возник вопрос: какова смета? От неё зависят технология, материалы и конечный результат. Ответ Яковлевой был однозначный: «Смета позволяет, делайте! Мне нужны классные костюмы!» Весь период подготовки у нас были приятные деловые отношения. Она звонила чуть не каждый день, говорила вежливо, интересовалась, как дела», — вспоминает Сазонова. 

К 17 мая мастера выполнили почти непосильную задачу. В поезд загрузили полный комплект костюмов и отправились на съёмки в Читу. 

«Александре Евгеньевне костюмы очень понравились, и она не раз прилюдно об этом говорила. Мы добирались четыре дня, они висели в нашем купе. Яковлева приходила на них смотреть, а люди в них фотографировались», — рассказывает Сазонова.

Художник по костюмам из Питера судится с калининградской кинокомпанией, созданной актрисой Александрой Яковлевой - Новости Калининграда | Фото предоставила Елена Сазонова
Фото предоставила Елена Сазонова

«Обо мне говорили так, будто меня нет»

Поначалу работники составили предварительную смету, а по итогам работ её подкорректировали. Ещё до начала съёмок Елена предлагала её подписать. 

«Мы старались минимизировать затраты, поэтому и считали всё по факту. В электронном виде окончательную смету делал бухгалтер, вопросов не возникало. Обещали, что всё будет подписано: и договора, и акты приёма-передач», — рассказывает собеседница «Клопс». 

Елена уверяет, что в поезде не раз подходила к Яковлевой с предложением подписать документы. Но она была то занята, то устала, то плохо себя чувствовала. А после и вовсе изменила отношение к мастерице. 

«Мне показалось, что Александра Евгеньевна избегала встреч. Могла демонстративно отвернуться, а придя в наше купе, разговаривала с попутчиками так, будто меня нет — в моём присутствии обо мне говорили в третьем лице», — вспоминает Сазонова. 

«Лена, не морочь мне голову»

Съёмки эпизода проходили в Чите четыре дня. Средства выделялись из фонда развития Забайкальского края. Об этом много писали в СМИ, а Яковлева давала интервью о проекте и съёмках.

«Вот съёмки начались, уже артисты стоят, а костюмы являются моей собственностью... Я снова подняла тему об акте приёма-передачи. Ответ такой: «Ой, Лена, не морочь мне голову, сейчас некогда, тут люди ждут...» Да, действительно, было много людей, артисты, массовка, лошади... Я не стала конфликтовать», — говорит Елена и добавляет, что за пять дней съёмок так и не смогла подписать бумаги: каждый раз получала отказ по каким-то причинам. 

«Вот эпизод отсняли. Загружая костюмы в поезд, я с документами снова подошла к Яковлевой на перроне, но меня отправили куда подальше», — говорит Елена. 

Художник по костюмам из Питера судится с калининградской кинокомпанией, созданной актрисой Александрой Яковлевой - Новости Калининграда | Фото предоставила Елена Сазонова
Фото предоставила Елена Сазонова

Осталась ни с чем

Елена уехала домой ни с чем. Обращалась с заявлением в транспортную прокуратуру Читы — ответ приобщён к иску. 

«Смета, о которой идёт речь, составляла 542 тысячи рублей. Цена для такой работы гуманная, тем более что мы работали сутками без сна и отдыха, а больше 100 тысяч рублей из этой суммы ушло на материалы. Был ещё первый, авторский, договор: как с художником по костюмам со мной рассчитались — заплатили 120 тысяч рублей. Этой суммой я погасила долги перед мастерами, которые мне помогали. Есть чеки переводов, свидетели давали показания в суде. Второй договор о пошиве костюмов подписала только я. Как договаривались, я отправила его заказным письмом, но представители «Королевской горы» не вернули подписанный договор», — вспоминает Елена. 

По словам Сазоновой, в 2021 году, после съёмок эпизода, администратор Яковлевой предлагала сначала выплатить ей 100, а затем 150 тысяч и на этом закрыть вопрос. Елена отказалась. 

Письма с претензиями возвращались

Сазонова писала претензии «Королевской горе», но письма возвращались нераспечатанными. Елена стала жаловаться во все инстанции, дошла до приёмной президента, оттуда письмо передали в Генпрокуратуру. Сазоновой предложили решать вопрос в судебном порядке.

«Мне помогли в Минкульте РФ: позвонили, выслушали и рекомендовали обратиться в межрегиональный союз кинематографистов, который занимается помощью своим членам в подобных вещах. Мне в помощь выделили юриста», — говорит Сазонова. 

Иск к «Королевской горе» был подан осенью 2022 года по месту регистрации ответчика — в Светлогорске. После смерти Александры Яковлевой компания не закрылась. В штатном расписании есть генеральный директор — это дочь актрисы Елизавета Кухарешина. 

Елена Сазонова побывала на нескольких судебных заседаниях. Сейчас её интересы представляет юрист Анастасия Манзя. 

Что говорит юрист

Анастасия Манзя считает, что одна из наиболее распространённых проблем в киноиндустрии — это отказ работодателей, например, продюсеров, заключать письменные договоры с работниками. В результате случается, что выполненная работа оказывается неоплаченной.

«Страх остаться без работы — главный мотив, который побуждает людей трудиться без договоров. Конкуренция в этой сфере большая, а предложений мало. Работодатели диктуют условия, в том числе, не оформляя письменных договоров. Кстати, эта проблема признана даже на правительственном уровне, а в судебной практике имеются решения по похожим делам, и большинство — в пользу исполнителей. Сейчас по иску Сазоновой мы ждём результатов товароведческой экспертизы, цель которой — определить стоимость костюмов и стоимость работ по их изготовлению. В настоящее время производство по делу приостановлено, а суд удовлетворил наше ходатайство об аресте счетов на сумму долга», — говорит Анастасия Манзя. 

Назначена экспертиза

Редакция обратилась за комментариями к представителям кинокомпании. Сначала Елизавета Валерьевна пообещала рассказать «Клопс» свою версию событий, однако потом сообщила, что комментариев не будет. 

В Светлогорском городском суде подтвердили, что рассматривают иск Сазоновой к ООО «Королевская гора». Истец просит суд признать договор заключённым и исполненным, взыскать с ответчика задолженность 542 413 рублей и процент за неисполнение денежного обязательства.

«Изначально представители ответчика иск Елены не признали и настаивали на отсутствии договорных отношений с Сазоновой. Утверждали, что не получали от неё костюмы для съёмок фильма. Однако в ходе рассмотрения дела уточнили свою позицию: ответчики ставят под сомнение стоимость и качество костюмов. В настоящее время производство по делу приостановлено в связи с проведением судебной товароведческой экспертизы. Эксперты должны ответить на ряд вопросов о качестве и стоимости тканей, из которых сшиты костюмы, а также работ по их созданию», — пояснили в суде.

«Клопс» будет следить за развитием темы и сообщит о решении суда. 

В январе 2022 года Александра Яковлева рассказала в интервью «Клопс» о своей мечте снять фильм о Невском.