28 июня РБК Калининград провёл круглый стол в формате Public Talk (англ. — публичный разговор) на тему «Туризм и инфраструктура: как объединение усилий создаёт качественный туристический продукт».
Во встрече приняли участие заместитель министра по культуре и туризму Калининградской области Роман Клоков, директор калининградского филиала Tele2 Александр Коренецкий, директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко, директор ООО «Гриндорф» Анастасия Третьякова, руководитель группы продаж агентства недвижимости «Этажи» Максим Волков, арт-директор пространства «Заря» Михаил Кожин, совладелец сети калининградских ресторанов Britannica Project Максим Здрадовский, руководитель исследовательской группы «Полстер» Людмила Себровская, руководитель компании Baltiysklife Алексей Семенов.
Представители власти и эксперты отраслей обсудили ожидания от туристического сезона 2023 года, выяснили потребности современного туриста и то, как развитие туристической инфраструктуры повлияло на рынок туротрасли в целом.
Туристический поток растет
Уже в начале туристического сезона в Калининградской области стало понятно, что в этом году цифры турпотока вырастут, рассказывает Роман Клоков:
«Мы полагаем, что туристический поток увеличится относительно прошлого года примерно на 10%. Это по данным пяти месяцев этого года в сравнении с пятью месяцами прошлого года. Если взять отдельные показатели, например, по пассажиропотоку аэропорта «Храброво», то мы видим, что он уже увеличился на 21%. Если говорить про поезда дальнего следования, то тут прирост относительно прошлого года составляет более 36%. Поэтому мы уверены, что сезон 2023 года будет не хуже прошлого и 2021 года».
Такой же оптимистичный прогноз дают и опрошенные участники туристической отрасли. Они уверены, что в этом сезоне увеличение потока будет. Развиваться будет не только курортный туризм, но и санаторный отдых, а также восток области, поясняет директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко:
«Мы часто проводим опросы. И в этот раз также подготовились. В первую очередь Калининград для туристов — это архитектура, природа, история, море, курорт, новая Европа. Выбирают санаторный отдых пока чуть более 3%, и здесь мы можем расти бесконечно. По финансовым показателям 2023 год скорее будет даже лучше, чем 2022-й, или таким же — так считают более трети опрошенных. Почти половина уверены, что турпоток в этом году увеличится. В основном туристы сейчас предпочитают Калининград и побережье. Но восток региона — это наше туристическое будущее. Там активно зарождаются туркластеры, курорты, кемпинги, глэмпинги, на которые в прошлом году было потрачено 204 млн рублей, а в этом и следующем мы ожидаем 500 млн».
Среди гостей региона, не один раз посещавших Калининград, и калининградцев формируется тренд отдыха на востоке Калининградской области. Сейчас нужно прислушиваться к новым тенденциям, ведь именно они станут драйвером развития туристической инфраструктуры, рассказывает Людмила Себровская:
«В марте мы проводили большое исследование, которое касалось изучения туристической инфраструктуры и рынка туризма на востоке области. Мы провели сравнительный анализ цен в 69 гостевых домах и отелях, анализ предложений по услугам. И я как социолог могу сказать, что мы наблюдаем ежегодный рост туристического потока на 10–12%. И изменения последних трех лет играют на руку повышению туристического потока в нашу область. Калининградцы любят путешествовать внутри региона — все активнее едут на восток области. Мне бы хотелось отметить, что не только в сфере туризма, но и в других отраслях экономики мы переживаем переходный период от индустриального мира к когнитивному. Появляются новые тренды, к которым нельзя не прислушаться. Они начинают влиять на все сферы жизни. Поэтому создание в туристической отрасли услуг для нового человека и нового мира, который еще не наступил, — это и будет являться залогом успеха развития туристической инфраструктуры», — уверена руководитель исследовательской группы «Полстер».
По данным исследования, туристы в Калининградской области в 2023 году чаще всего для отдыха предпочитают места размещения без звезд. Это вынужденная мера, считает Анастасия Третьякова, потому что мест в отелях, особенно на побережье, нет до конца августа.
«Судя по нашему отелю, мы до конца августа уже на 97% забронированы. Заявок очень много поступает, и мы уже не можем принять гостей на длительное проживание и в определенные даты, поэтому помогаем им найти возможность размещения в апартаментах, которые сдаются на побережье, либо предлагаем другие отели. Но судя по коллегам из Зеленоградска, доступных мест остается совсем мало. По прошлому году до середины сентября было все плотно: люди продолжают отдыхать вплоть до конца октября. Этому позволяет и погода, и более дешевые билеты осенью, и ценовая политика у отелей становится помягче. И то, что сейчас не выбирают отели, это уже вторично, потому что мест в них просто нет, но в целом гости по-прежнему выбирают сервис и комфорт», — уверена директор «Гриндорфа».
Турпоток и анализ BigData
Туристический поток в Калининградскую область заметно вырос. И этому тренду уже несколько лет. Закрытие границ еще во времена пандемии подтолкнуло многих россиян обратить внимание на регионы страны, и Калининград в топе предпочтений, говорит Александр Коренецкий.
«Мы отмечали всплеск интереса к региону еще в 2021 году, когда достопримечательности Калининграда вошли в число самых популярных среди российских путешественников. С тех пор Калининградская область только набирает обороты. В изучении этого направления мы опираемся на Big Data. По данным аналитики, за первые 5 месяцев 2023 года 94% гостей посещали регион в качестве туристов. И всего 3% приезжали в деловые поездки. 92% туристов прибывают в регион на самолете и остаются в среднем на 5,3 суток. Чаще всего это гости из Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана. Также можно отметить значительное число людей из Свердловской, Нижегородской и Краснодарской областей. О популярности региона свидетельствуют также данные по интернет-трафику на территории туристических достопримечательностей. Весной этот показатель вырос, в сравнении с прошлогодним периодом. В частности, туристы активно посещали Куршскую косу, где потребление мобильного интернета выросло в три раза», — рассказывает директор калининградского филиала Tele2.
Отдых на западе и востоке региона
Те, кто уже исследовал побережье и хочет особенной романтики вдали от основных туристических маршрутов, едут отдыхать в Балтийск. Последнее время туристы также полюбили город за особенную морскую романтику, говорит Алексей Семенов.
«Балтийск наконец-то вкусили как туристически привлекательный муниципалитет. Сейчас в городе сильно развивается пляжная инфраструктура. Многие думают, что в Балтийске один пляж, но нет, их четыре. И те туристы и жители Калининградской области, кто хотят более спокойного и размеренного отдыха, едут именно в Балтийск. Стереотипы постепенно стираются. Это не закрытый город, как многие думают, и не так далеко находится, как многим казалось. И большой достопримечательностью является Балтийская коса. Побывав на ней однажды, отказаться от нее уже почти невозможно. Там много интересных для туриста локаций — это ржавый город, музей «Старый люнет». И еще только там можно увидеть такое огромное разнообразие кораблей, это как музей под открытым небом со своей морской романтикой», — рассказывает руководитель компании Baltiysklife.
Восток региона становится доступнее не только благодаря новым логистическим маршрутам, но и благодаря новой туристической инфраструктуре. Будет прекрасно, если там станет активно развиваться событийный туризм, считает Людмила Себровская.
«72% туристов готовы путешествовать по региону, перемещаться. Их средний срок отдыха составляет около шести дней. Средний чек на услуги и сувениры, помимо проживания и питания, с пятницы по воскресенье составляет около 9 тыс. рублей. С каждым годом все проще люди тратят деньги именно на те активности и досуг, которыми богаты все города Калининградской области, в том числе и на востоке. И примером успешного комплексного проведения отдыха являются и Железнодорожный, и Краснолесье, и Роминта. Черняховск сейчас гремит практически на всю Россию, не первый год уже получает хорошие федеральные деньги на реконструкцию и возрождение исторической части города. Людям, безусловно, интересен событийный туризм. Есть еще один вопрос, который мы изучали, и хочется обратить внимание. Более 60 частных музеев нашего региона так или иначе связаны с возрождением истории и культуры, связанной с землями Восточной Пруссии, — замки, форты, памятники архитектуры, утварь. Конечно, это интересно для внутреннего туризма. Однако Калининградская область — это традиционно территория переселенцев, кто-то приехал сюда 70, кто-то 10, кто-то три года назад. При этом только в 40% семей хранятся и передаются культурные традиции, которые привезли с собой переселенцы. Лишь 10,8% семей бережно хранят дома утварь и традиционные ценности своих предков. Абсолютное большинство опрошенных — 75% — считают, что важно сохранять и передавать потомкам традиции русской, советской культуры. 18,7% ответили, что интересен интерактивный формат. И если мероприятия, связанные именно с русскими традициями, появятся на востоке области, то и местные жители, и приезжие из других регионов поедут, там отличная транспортная доступность», — рассказывает Людмила Себровская.
Повышенный спрос на недвижимость у туристов
Многие туристы, посещая Калининград, влюбляются в него и переезжают сюда на постоянное место жительства. Рынок недвижимости на это отреагировал всплеском строительства и резким повышением цен как на новостройки, так и на вторичное жилье. Этот тренд сформировался еще в пандемию, рассказывает Максим Волков.
«Когда в пандемию к нам особенно много стало приезжать отдыхающих, рынок недвижимости отреагировал достаточно остро. Цены начали лететь вверх, и не всегда было понятно, есть ли этому взлету предел. Первым отреагировал рынок первичного жилья, они сразу же при повышении спроса туристами стали поднимать стоимость квадратного метра. А вторичный рынок стал подтягиваться. Сейчас рынок начал стабилизироваться и пошло снижение спроса, товарная полка перенасыщена предложениями квартир в любом сегменте. И сейчас на 100% рынок на стороне покупателя — он может выбирать из огромного количества предложений самую выгодную цену. И этот фактор сейчас решающий при покупке жилья. Первичный рынок в свете последних событий тоже пошел на снижение. Наш регион очень привлекательный, и если даже сначала турист приезжает и просто интересуется недвижимостью в Калининграде, то в дальнейшем удаленно может уже приобрести жилье, доверяя все этапы сделки местным специалистам. Этот тренд сформировался еще в пандемию, и продолжает набирать обороты», — говорит руководитель группы продаж агентства недвижимости «Этажи».
«У нас в регионе даже в связи с этим появилась новая профессия — экскурсовод-риелтор. Например, пока идет экскурсия в Железнодорожном, Зеленоградске или Светлогорске, отдыхающие экскурсанты параллельно выбирают квартиры и, условно, говорят: «Хочу в этом доме». Один звонок гида, и квартира тут же продается. И таких случаев уже очень много», — дополняет Ольга Тесленко.
«Туристическая инфраструктура подтягивает и стоимость недвижимости. И если привести в пример Железнодорожный или Черняховск, то там в три раза за последнее время выросла стоимость жилья. Все потому, что прошел капитальный ремонт домов, проводится реконструкция исторических зданий, тем самым повышается привлекательность этих муниципалитетов», — рассказала Людмила Себровская.
Повышенный туристический спрос на Калининградскую область рождает спрос на инвестиционную недвижимость. С 2020 года ее активно скупали на побережье жители столицы. Сейчас покупателей из других регионов стало меньше, сетует руководитель группы продаж «Этажей».
«Было время, что москвичи повально скупали недвижимость на побережье. Это такие инвестиционные покупатели, которым хотелось иметь свою резиденцию у моря или же квартиру, которая может приносить еще и доход от сдачи. Был такой пиар, когда в комплексе «Баден СПА» квартиры купили Тина Канделаки и Баста, и цены на побережье тогда резко полетели вверх. Все чаще поступали запросы, что приезжие хотели квартиру именно с видом на море. И если межрегиональный клиент более быстрый в принятии решения, то калининградцы сейчас покупают чаще, но подходят к приобретению недвижимости более взвешенно. Поэтому в свете последних событий межрегиональных покупателей жилья всего 10–15%, остальные калининградцы», — резюмирует Максим Волков.
Туристы в сфере общепита и развлечений
Наступивший туристический сезон уже показывает себя с лучшей стороны, чем сезон 2022 года. Гости Калининградской области с большим удовольствием посещают заведения общепита, поэтому в конце туристического сезона ожидается и рост выручки, говорит Максим Здрадовский.
«Сезон очень хороший. Рост туристов мы увидели еще с конца апреля. Был очень хороший май по посещаемости, потому что с погодой повезло. Поэтому и в нашем сегменте рост был большой — 10–20%. Конечно, все сильно зависит от локации заведения. Но надо еще помнить, что в прошлом году была низкая база, поэтому если скорректировать, то рост 10%. Проще говоря, мы догнали по посещаемости 2021 год, и даже перегоняем уже его. Июнь в калининградском общепите еще лучше, чем май, и этот тренд роста посещаемости туристами будет долгосрочным, не на один год вперед. Причины понятные: дорогой отпуск в зарубежные страны, дорогие курорты Краснодарского края и Сочи, Европа закрыта. Поэтому тренд на рост туристической привлекательности Калининградской области налицо. Уверен, что этот сезон будет очень хороший и наш сегмент закроет его с ростом 20% к прошлому году. У нас поставщики, конечно, подняли цены на продукты на 30–50%, рестораторы вынужденно подняли их на 10%. Потому что мы понимаем, что у людей зарплаты выше не становятся и денег больше не появляется», — рассказывает совладелец сети калининградских ресторанов Britannica Project.
По словам Ольги Тесленко, в Калининградской области тренд на локальный продукт стал появляться одним из первых. И сейчас регион гастрономически богат на вкусные блюда как на полках магазинов, так и в ресторанах города.
«Наше Министерство сельского хозяйства грамотно распорядилось посевными полями, грантами, государственной поддержкой. В регионе выращивают спаржу, делают фуагра, отличные рыбные консервы и рыба в целом, местная молочная продукция, колбасы, овощи местные прекрасного качества, грибы. Шаакендорф занял в этом году 22-е место из 50 как гастрономический туристический комплекс, а это признание производства сыров и шоколада на всероссийском уровне. Сейчас в регионе выращивается 60 видов картофеля, у нас прекрасная местная оленина. Гастрономически Калининград очень вкусный, очень интересный, разнообразный и занимает топовые позиции в России. То, что мы сейчас называем локальным трендом, наш регион начал делать это первым», — резюмирует Ольга Тесленко.
Также Ольга Тесленко отметила, что, по данным опроса, в HoReCa смогли сохранить и не поднять цены для потребителей 34% участников рынка, а 30% ввели новые объекты в оборот, почувствовав восходящий тренд на туризм. Сократили расходы и оптимизировались — 15% участников HoReCa.
По словам Анастасии Третьяковой, гладко в прошлом году прошло и импортозамещение, которое почти никак не отразилось на кухне общепита.
«Мы открылись 1 июля 2022 года, поэтому успели организовать перечень необходимых продуктов и поставщиков. Отель подает завтраки в формате «шведский стол», и наличие определенных продуктов у поставщиков для нас важно. Например, с рынка ушел крупнейший поставщик картофеля фри и замороженных картофельных продуктов, но своевременная реакция и поиски замещения не отразились на наших завтраках. Меню a la carte у нас небольшое, с акцентом на локальные продукты, меняем его по сезону. Плотно сотрудничаем с фермерами, работаем в рамках нашей локальности. Если есть проблемы с качеством сырья, всегда можно позвонить другому поставщику. Главное, контролировать все на этапе приемки и проработки, тогда и качество блюд не будет меняться, и гости ресторанов и туристы будут возвращаться снова и снова», — дополняет Анастасия Третьякова.
Сейчас меняется и сам турист, и его предпочтения. Если раньше многие посещали развлекательные мероприятия ради веселья, сейчас что местные, что туристы хотят получать от культурных мероприятий не только эмоцию, но и интересные знания, утверждает Михаил Кожин.
«По арт-площадке мы видим, что посещают ее и калининградцы, и туристы. Приезжим очень нужна культурная составляющая. Ушла та прослойка, которая посещала развлечения ради веселья. Люди хотят приходить и развиваться, получать новые знания, новые впечатления, эмоции. Туристы, которые посещают мероприятия, они получают не просто «кофе с молоком», это настоящий сторителлинг. Здесь и рассказ о городе, о месте и его истории плюс гид на ближайшие мероприятия. Хорошо работают местные фестивали, такой как, например, был фестиваль рукоделия. Трафик за два дня прошел огромный. А также хорошо проходят ивенты, где есть известные люди, потому что сейчас хорошо отрабатывает принцип, что люди ходят на людей, а не только на то, что модно посмотреть», — говорит арт-директор пространства «Заря».
Перспективы развития калининградского туризма
Замминистра по туризму уверен, что в ближайшем будущем, чтобы развивать туристическую привлекательность, нужно будет ответить на ряд вопросов.
«Мне кажется, что в ближайшее время у нас увеличение потока туристов будут сдерживать ограниченный номерной фонд и отсутствие магистральных самолетов. Сколько бы ни наполнялся рынок квартирами под сдачу, все равно номерной фонд гостиниц от трех до пяти звезд должен активно развиваться. А транспортный поток не сможет увеличиваться, если у нас будет ограниченное количество самолетов. И одного желания лететь к нам или не лететь недостаточно. Все равно мы в среднесрочной перспективе встанем перед вопросом: «Как мы видим своего туриста?» Надо ли нам 3 млн отдыхающих сюда пригласить или 1 млн, но которые будут готовы оставлять в регионе больше своих денег, чем даже 4 или 5 млн туристов», — подытожил Роман Клоков.
Директор компании «Гриндорф» Анастасия Третьякова уверена, что позитивный тренд в развитии туризма в регионе сохранится:
«У меня есть любимая история. 2020 год. В июне открыли перелеты между городами. К нам стали приезжать первые туристы. Я спускаюсь в лобби отеля (в центре города) и вижу, как гость стоит в шортах и с полотенцем. Понимаю, что он растерян. Подхожу к нему, узнаю, чем могу быть полезна. А он спрашивает: «Как до моря дойти?» На мои слова, что до моря еще 35 км, он повернулся к своей спутнице и спросил: «И куда ты меня привезла?» И стало понятно, что люди полетели в Калининград только потому, что куда-то нужно было лететь, а не потому, что они выбрали наш город. Такой портрет гостя был три года назад. Сейчас он изменился, туризм осознанный. Большинство гостей приезжает настолько подготовленными, что у них и экскурсии запланированы, и в аренду взят автомобиль. Они с большим желанием путешествуют по региону, перемещаются из отеля в отель и уже знают, что они посетят, когда вернутся в Калининградскую область снова. Культурно-исторический, гастрономический, рекреационный, оздоровительный, деловой туризм привлекает гостей города и возвращает их еще не раз, потому что им нравится наш гостеприимный регион. Поэтому я считаю, что и дальше развитие туризма будет происходить в позитивном ключе».
Развитие туризма неразрывно связано и с развитием инфраструктуры региона, частью которой являются телекоммуникации. Возможность на базе качественной связи заказывать такси, пользоваться навигатором и другими электронными сервисами, безусловно, повышает уровень гостеприимства региона, считает Александр Коренецкий:
«На протяжении последних лет расширяется сеть, рассчитывая нагрузку с учетом туристической активности. Повышено качество в районах городской многоэтажной застройки Калининграда, в дачных поселках и на побережье в Зеленоградске, Гвардейске, Светлогорске, Загородном и Солнечном. В этом году, учитывая географическую обособленность региона, зарезервированы альтернативные каналы связи с материковой частью России. Сегодня у нас есть доступ к наземным, подводным и спутниковым каналам связи, что гарантирует надежность нашей связи».
Арт-директор пространства «Заря» Михаил Кожин уверен, что жители региона могут быть сами драйверами развития туристической привлекательности. Поэтому важно делать качественный продукт в первую очередь для местных жителей.
«Туристическая привлекательность — это повышение культурной ценности, это формирование общего слоя людей. Если что-то нравится самим жителям города, то они с удовольствием рассказывают об этом своим друзьям и туристам. Это та цепочка, которую хочется крутить, потому что она хорошо работает».
По словам директора Ассоциации индустрии гостеприимства, в ближайшие годы Калининград станет не просто туристически привлекательным регионом, но и столицей спа-отдыха.
«Я вижу Калининградскую область единым курортом без разделения на центр, побережье и восток области. Регион настолько маленький, что схож с греческим островом, который можно проехать от края до края поперек и три раза всего за день, если будет такое желание. Но Калининградская область настолько интересная, что здесь можно остаться на три-четыре недели и не увидеть повторных мест, если турист ставит себе такую задачу. Мы получили в наследство область с 800-летней историей, у нас 1800 памятников архитектуры, мы сказочно богаты огромным наследием и своей историей. У нас самые развитые технологии строительства, фермерства. И Калининград — это очень комфортное место проживания. Сейчас многие застройщики обратили свое внимание в сторону строительства спа-комплексов, и в ближайшие 10 лет уже анонсируют, что регион станет столицей спа-отдыха в России», — подытоживает Ольга Тесленко.
Туризм и недвижимость — неразрывно связанные сферы. Их развитие поддерживает друг друга. А чтобы турист не просто приезжал, но и переезжал в регион, нужно полностью оправдывать его ожидания, уверен руководитель группы продаж агентства недвижимости «Этажи».
«Сфера недвижимости напрямую связана со сферой туризма. Насколько привлекателен наш регион, зависит от привлекательности жилого фонда. В этом плане потенциал нашего региона безграничен, потому что мы общаемся с теми, кто покупает здесь квартиры, и у большинства размытое представление о Калининградской области. И конечно, ожидания и реальность больше смещаются в положительную сторону, когда они переезжают. В этой части надеюсь, что развитие туристической инфраструктуры продолжится, что подтянется и рынок недвижимости, и покупателей межрегиональных вновь станет больше», — говорит Максим Волков.
Для развития туристического потенциала нужна многолетняя стратегия во всех отраслях экономики, которую обязательно нужно выполнять. И это не должно быть разовой вспышкой, когда для туризма в регионе сложились все внешние факторы, считает совладелец сети калининградских ресторанов Britannica Project.
«Я отвечу как предприниматель. Для того чтобы развивать компанию, нужно иметь стратегию ее развития, и нужно принимать решения, которые нанизаны на эту стратегию. Поэтому, чтобы развивался туризм в Калининградской области, должна быть выстроена долгосрочная линия развития, а не быть короткой вспышкой, когда все внешние факторы сложились, и мы радуемся и пожинаем плоды. Стратегия развития туризма на десятилетия должна быть написана и четко сформулирована всеми отраслями. Это совместная работа, которая не должна прекращаться ни на минуту. Тогда туризм будет развиваться, Калининград будет интересен для гостей еще больше с каждым годом, и к нам будут возвращаться еще не раз», — подытожил Максим Здрадовский.
Все присутствующие на круглом столе эксперты пришли к выводу, что туристическая отрасль в Калининградской области активно развивается. В регионе строится необходимая инфраструктура, не только пляжная, но и ресторанная, ивент и сфера недвижимости. Туристы охотно переезжают в Калининградскую область, несмотря на то что пик покупки недвижимости приезжими прошел. Региону необходимо становиться единым курортом, строить новые отели, развивать малые города области. А также Калининград нужно «пробовать на вкус», ведь именно здесь сосредоточено много локальных продуктов, местных специалитетов, которыми гордятся во всей стране.