Александр Качанович, учредитель ООО «Балтийская бетонная компания», — один из наставников 5-го сезона «Бизнес Баттла». Почему он пришёл в проект, как находит новые бизнес-идеи, за что снимает шляпу перед современными российскими предпринимателями — об этом и многом другом читайте далее.
— Александр Николаевич, почему вы в проекте?
— Год назад я был в жюри, когда выбирали победителя прошлого сезона, и почувствовал сумасшедшую энергетику, которая шла от участников проекта, увидел большое количество талантливых людей и правильно организованную преемственность между опытными и молодыми бизнесменами. В общем, я понял, что не могу пройти мимо этой положительно заряженной силы и должен быть в проекте.
— Быть в жюри — это скорее наблюдать со стороны, а вы вошли в проект как наставник. Что для вас наставничество?
— (Улыбается.) А вы сможете потом прикрепить к интервью иллюстрацию? Есть такая картинка в интернете, когда мышонок-отец идёт по тёмному лесу с мышонком-дочкой и она ему говорит: «Видишь, папа, я тебе говорила, что тут вообще не страшно». При этом у отца на спине мышеловки, через которые он её провёл. Детская картинка, но она передаёт, на мой взгляд, суть наставничества. Наставник — человек, который помогает тебе получать опыт и избегать ошибок.
— У вас в жизни такие наставники были или есть?
— И были, и даже в данный момент есть. Наставников я вижу каждый день. Знаете, у меня особая позиция по этому поводу: все люди, которые мне когда-либо встречались в жизни и с которыми я общался, вот даже с вами сейчас, — все для меня наставники. От каждого я беру что-то, что у него получается лучше, чем у других. Хотя, конечно, важно не забывать, что наставники делятся на хороших и плохих. Были, например, люди, которые научили не верить другим на слово. Это тоже наставничество, только в кавычках и методом от противного.
— Если всё-таки вернутся к хорошим наставникам…
— Да, давайте лучше о них, тем более их больше. Глобальную роль в моей жизни сыграла семья. И ещё хотел бы назвать одного важного для моего становления человека (его уже, к сожалению, нет с нами) — это бывший директор 23-й школы и мой учитель физики Лазарь Моисеевич Фуксон. Могу честно сказать: в законах физики разбираюсь плохо, но о законах жизни на его уроках я многое узнал. Когда я учился, было сложное время, закончился Советский Союз, началась современная Россия. Лазарь Моисеевич много всего интересного, правильного и удивительного нам тогда рассказывал. Я помню, на одном из уроков он открыл для нас футурологию. Мы тогда не всё понимали, и он, что называется, объяснил на пальцах. Взял со стола аудиокассету и сказал: «Смотрите, через 20 лет вот в этом размере поместится видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат и телефон». Мы, конечно, не поверили: для нас, детей 90-х, все эти предметы существовали отдельно и были совсем другого размера.
— Кстати, о научной фантастике. В своей визитке на сайте «Бизнес Баттла» вы, называя критерии отбора команды, говорите, что проект должен «цеплять» и «быть уникальным». Как быть уникальным в XXI веке, когда всё уже придумано?
— Вы знаете, в самом начале ХХ века был учёный, который сказал, что мир достиг такого состояния, что ничего нового не изобретут, всё уже открыто. И что мы видим, спустя сто лет? Всё, мягко говоря, поменялось. Мир изобретается каждый день. Он каждый день становится другим, а уникальность в бизнесе — это конкурентное преимущество товарного предложения. Если у тебя нет конкурентоспособной идеи, тебе сложно добиться успеха.
— Как вы находите новые бизнес-идеи?
— Вернёмся к вопросу о наставничестве. Приходят люди, вы общаетесь, ты анализируешь их опыт и пытаешься из него взять для себя что-то полезное. Из череды встреч всегда рождаются мысли, коллаборации.
— Интересно, с кем вы встретились, что у вас появилась идея сделать Калининградскую область спа-столицей России?
— Это были молодые люди, они приехали с идеей: «Давай ты построишь помещение под спа, а мы у тебя его арендуем». К сожалению, у них не получилось вложить те деньги, которые они планировали, поэтому у меня появился новый проект, и я начал самостоятельно его эксплуатировать. Так возникла идея не только повысить свою конкурентоспособность, но и заняться улучшением конкурентоспособности Калининградской области в целом. Когда путешествуешь по другим регионам, ты видишь, чем у них лучше, чем у них интереснее, подсматриваешь идеи…
— То есть вы хорошо относитесь к подсматриванию идей?
— Крайне положительно. Не нужно в чистом виде копировать, но нужно вдохновляться. В этом ничего плохого нет, в этом есть синергия, когда мир опыляет друг друга и развивается. Зачем нам с вами садиться и заново изобретать колесо, если в какой-то стране его уже изобрели, и уже разбили на нём колени, и научились ездить? Давайте сразу использовать позитивные вещи. Зачем нам повторно проходить этот путь?
— Давайте поговорим о людях, с которыми вы идёте вместе. Калининградский торгово-строительный холдинг — это сколько человек?
— Около тысячи.
— Очень большой коллектив. Как вы принимаете на работу?
— Всех ключевых сотрудников, топов и иногда даже менеджеров по продажам я принимаю лично. Кадровое движение для меня очень важно, потому что оно индикатор работы компании и проблем в компании, так что при увольнении сотрудника всегда выясняю причину.
— Если вы лично собеседуете, то можете сказать, как определяете своего человека? Какие критерии на собеседовании для вас важны?
— У меня в жизни был случай, когда на собеседовании потенциальный сотрудник блестяще ответил на все вопросы и произвёл очень хорошее впечатление. Я его принял… и через два месяца уволил. Мне самому стало интересно, где я ошибся и почему сделал неправильный выбор. Я взял его резюме и увидел, что он три года руководил кадровым агентством, то есть он набрался опыта и научился давать идеальные ответы. Поэтому собеседование — это только часть представления о человеке. Основополагающее — это испытательный период. Ещё обязательно обращаю внимание на трудовой стаж. К сожалению, сейчас молодёжь часто меняет места работы. Я не рассматриваю людей, у которых четыре работы идут со сроком 3–6 месяцев. Я их даже не зову на собеседование, потому что не хочу тратить время на человека, который может через полгода уйти, потому что ему стало на одну остановку больше ехать. Знаете, я заметил, формируется такой тренд, когда нет нужды за что-то бороться, цепляться, что-то доказывать. У тебя что-то не получается — а, ничего страшного, начну другое, пойду на другую работу. И в личной жизни так же. Не получаются отношения — ты легко расстаёшься и ищешь следующего человека. Вот этот тренд мне не нравится.
— Тогда идеальный сотрудник, он для вас какой? Ну, кроме того, что он не меняет место работы.
— Это человек, который умнее меня. Умные сотрудники заставляют меня быть умнее.
— В конце 2021 года вы давали интервью РБК и сказали о планах: «Готовимся к тому, что 2022 год будет не такой сложный, как 2021-й, а как сложится на самом деле — жизнь покажет!» Жизнь показала… В связи с этим вопрос: как вы справляетесь со стрессом?
— Давайте я сначала два слова про 2022-й скажу. Огромное спасибо бизнесменам, причём бизнесменам всех уровней. От учредителей условной компании SPAR до молодых ребят, которые под плащами тайком таскают новые айфоны из какого-нибудь Дубая. Именно слаженная работа бизнеса, по моему разумению, позволила привнести дополнительную стабильность в 2022 год. Мы в интервью уже вспоминали сложный период, когда развалился Советский Союз. Тогда одной из проблем был товарный дефицит. Сейчас российский бизнес смог обеспечить товар, занятость людей, зарплаты и уровень жизни — вот это я считаю главное достижение бизнесменов в 2022 году и снимаю перед ними шляпу за это. Что касается стресса, то вы знаете, я соучредитель благотворительного проекта (мы строим хоспис «Дом Фрупполо»). Как-то мы разговаривали с моим соучредителем Софией Лагутинской. Я спросил: «Как вы выдерживаете это?» Она ответила: «Через 3–4 месяца даже родители привыкают к плохим мыслям, происходит принятие». Вот у нас у всей страны произошло определённого рода принятие того, что жизнь разделилась на до и после. Часть бизнесменов ушла в ступор. Небольшая, но основная часть поняла, что единственно возможный вариант — это перейти на другую скорость, начать в два раза больше работать, искать нетривиальные пути, новые рынки сбыта, новые технологии, новых поставщиков. И когда у тебя очень много работы, у тебя нет времени для чего-то другого. Работа — мой главный антистресс.
— Вы упомянули детский хоспис «Дом Фрупполо». Часто можно услышать споры о бизнесе и социальной ответственности. Что вы об этом думаете?
— Важно разделять добрую волю и обязательства. Какие у бизнеса обязательства? Бизнес должен платить налоги, должен вовремя платить белую заработную плату, обеспечивать людям достойные условия труда. Всё. То, что сверх, это уже не обязательство, а добрая воля. Есть у бизнеса потребность помогать детям, строить социальные объекты, поддерживать малообеспеченных — всё это добрая воля бизнеса, и его за это надо поблагодарить. Важно понимать, что социальная ответственность бизнеса — это не обязанность, это его право, его желание, и хорошо, если оно у него есть.
— Нечасто можно услышать о больших благотворительных проектах. Почему мало бизнесменов испытывают желание помогать?
— Тут вы не правы. Мало тех, кто афиширует свою помощь. Социальная ответственность — это не про пиар. Социальная ответственность, она тихая. Большое количество бизнесменов — благотворители, просто вы об этом не знаете. Благотворительность — часть их личной жизни, и они не хотят выставлять её напоказ. Например, о том, что мы строим «Дом Фрупполо», стало известно по двум причинам: во-первых, это масштабный проект, его невозможно скрыть, а во-вторых, мы бы хотели, чтобы благотворительная поддержка не ограничилась только стройкой. Есть ещё одна миссия — содержание «Дома Фрупполо», поэтому нужна огласка, она формирует общественное мнение, что даже небольшая, но регулярная поддержка помогает.
— У вашего холдинга несколько больших строек. Какие проекты сейчас в приоритете?
— Мы хотим серьёзно увеличить количество гостиничных номеров на побережье, в Светлогорске и Зеленоградске. Причём делаем это двумя способами. Часть площадей мы построим и оставим себе. Например, как в «Руси» У нас там около 400 номеров, из которых 223 мы оставляем себе и будем использовать строго как пятизвёздочную гостиницу. Остальные апартаменты мы продаём, но сохраняем для покупателя опцию через нашу управляющую компанию сдавать их в аренду, получать дополнительный доход и какое-то время в году в них жить. Там же, в «Руси», мы строим большой спа-центр, целую череду ресторанов, парк, городской пляж. В Зеленоградске тоже делаем подобный проект, где первые четыре этажа — гостиница и большой спа. То есть за счёт двух вариантов сделок (часть себе, часть на продажу) мы хотим значительно увеличить ассортимент и возможность размещения людей в Калининградской области. Потому что на самом деле новые большие гостиницы очень мало строятся на побережье. Строятся в основном небольшие и строятся непрофессионалами. Что в итоге? В перспективе у маленькой гостиницы очень сложная судьба: когда на рынке возрастёт конкуренция, объекты с большим количеством издержек должны будут или закрыться, или стать семейными (в семейном бизнесе нет ничего плохого, но придётся работать всей семье и на всех работах). Есть ещё один важный для нас объект, мы совсем скоро презентуем его в Калининграде — это огромный спа-центр. Сейчас как раз ведём отделочные работы. Четыре тысячи квадратных метров в самом центре Калининграда…
— Огромный спа-центр в самом центре Калининграда?! А какой адрес?
— Терпение. Скоро всех пригласим и презентуем. Это будет самая большая парилка в России. Я не знаю, возможно ли сейчас её зарегистрировать в Книге рекордов Гиннесса, но если возможно, то обязательно зарегистрируем.
— Опять мы возвращаемся к вашей мечте сделать Калининградскую область спа-столицей России.
— Мечта, если её не разделить на цели, так и останется мечтой. Давайте честно признаемся: у нас холодное море. Что мы можем предложить туристу? Мы можем предложить ему нагреть Балтийское море. Вообще, мечта подогреть море, она была изначально безумная. Но и слона целиком съесть нельзя, а если по частям — можно. Вот и мы решили, что привезём кусочек моря и подогреем его. Так появился «Баден-спа». Мы специально купили 10-кубовую машину, которая раз в день ездит в Пионерский, заправляется там и привозит море. Конечно, один спа — это очень затратно, но когда их много, и они разные, за счёт синергии выходишь на окупаемость. У нас есть программа, мы её не оставили, — это строительство санатория в Светлогорске. Разумеется, очень важна инфраструктура. К нам сейчас из Китая направляется 10 электрических велорикш, они будут ездить по Светлогорску. Так что сначала появилась мечта, мы её структурировали по целям — и в ближайшие пять лет мы все те проекты спа, которые у нас намечены, откроем. Более того, мы планируем до конца года (при неухудшении внешней среды) выйти с анонсом строительства аквапарка.
— Возвращаясь к «Бизнес Баттлу», который тоже помогает мечтам начинающих бизнесменов сбываться. Вы, когда приглашали участников проекта в свою команду, сказали: «Будем вместе создавать новое будущее нашей страны». Какое оно, это будущее? Каким вы его видите?
— Очень хочется, чтобы в нашей стране слово «бизнесмен» перестало быть ругательным, чтобы бизнесменами гордились. У меня есть партнёр из Беларуси. Очень близкая нам страна, но есть кардинальное отличие в отношении к бизнесменам. Я решил разобраться почему и выяснил: в Беларуси приватизация прошла не так, как в России. Там все бизнесмены себя сделали сами. И народ к ним относится исключительно положительно, потому что он понимает, что всё, чего они достигли, — это их частная, личная инициатива. В России, к сожалению, в общественном сознании есть такое: бизнесмен не тот, кто умнее и что-то сделал сам, а тот, кто в 90-е что-то сумел украсть и на этом пытается заработать. Так вот, мне хочется сказать, что те бизнесмены из 90-х давно закончились. Я их динозаврами называю. Они вымерли, эти динозавры, либо трансформировались. Современные бизнесмены вообще другие, их идеология — это развитие, прогресс, движение вперёд. Вот такой я и вижу свою страну в будущем — страна, где бизнесменов любят, их уважают и им помогают. Это и будет лучший драйвер для развития России.