10:09

«Девочка с персиками» и постмодернистский комикс: на кампусе БФУ появился мурал по картине из Третьяковской галереи

  1. Калининград
Эскиз мурала на улице Юбилейная, 16 | Фото: БФУ им. И. Канта
Эскиз мурала на улице Юбилейная, 16. Фото: БФУ им. И. Канта

Третьяковская галерея украсит фасад кампуса БФУ по адресу Юбилейная, 16 муралом по эскизу современного художника Гоши Острецова. Кроме того, в рамках всероссийского фестиваля уличного искусства «КанинигрАРТ», организованного БФУ им. И. Канта при поддержке Росмолодёжь. Гранты, на стенах калининградских домов появятся ещё 3 картины.

Интерпретация картины Валентина Серова «Девочка с персиками» Гоши Острецова является одной из самых знаменитых работ собрания Третьяковки. Под пером Острецова известное полотно развивается, осовременнивается и приобретает новые черты постмодернистского комикса.

«Это открытая творческая история, художники, которые создают четыре мурала на фасадах города, не повторяют готовые картины, они предлагают собственные эскизы с привязкой на конкретное здание. Только один мурал, это «Девочка с персиками» Георгия Острецова, это репродукция. Её предложила Третьяковская галерея, а то, что картина должна появиться именно на кампусе БФУ на улице Юбилейной, было обоюдным решением», – объясняет Александр Белых, директор департамента молодёжной политики. 

На каких фасадах появится уличная живопись, решали сами калининградцы. Опрос среди студентов Балтийского федерального университета показал, что больше всего муралы ждут жители общежитий, расположенных на улицах Юбилейная и Чайковского. По итогам общественного и экспертного голосований появились  адреса, по которым сейчас работают художники.

Всего в рамках всероссийского фестиваля уличного искусства «КалинингрАРТ» в Калининграде появялся четыре мурала: два на ул. Юбилейной, 16 и по одному на ул. Иванникова, 1 и Чайковского, 56. Каждую картину создают приглашённые художники. Репродукцию картины Гоши Острецова «Девочка с персиками» нанесёт на стены кампуса БФУ москвич Андрей Гаврилов.

«БФУ подал грант в Росмолодёжь.Гранты и выиграл. Теперь мы проводим фестиваль уличного искусства «КалинингрАРТ». Департамент молодёжной политики объявил open call, то есть открытый отбор художников со всей страны, кто хотел бы нарисовать мурал в рамках заявленных тем. Третьяковская галерея откликнулась и заявила, что хочет написать картину», – объясняет Александр Белых.

Посещение бесплатное. На открытой лекции в пятницу, 23 июня, в музее «Фридландские ворота» искусствовед, куратор и хранитель музейных предметов Отдела новейших течений Третьяковской галереи Мария Седова рассказала о творчестве Гоши Острецова и его уникальном взгляде на современное искусство.

Георгий Острецов — известный московский художник, дизайнер и автор перформансов. В 1988 году Георгий уехал в Париж, где прожил десять лет, работал со знаменитыми дизайнерами: Жаном–Шарлем Кастельбажаком, Жаном–Полем Готье, а также сотрудничал с режиссёром Люком Бессоном. С 1998 года живёт и работает в Москве. В своих работах Острецов обращается к эстетике комикса. Он создаёт авторскую иконографию в духе мейнстримовского комикса. При этом, в отличие от американских художников Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, Острецов не копирует чужие иллюстрации, а разрабатывает свою графическую историю, близкую комиксам в стиле action.

Вернувшись в Россию в начале 2000-х, Острецов задумался: что он может дать этой стране? Тогда художник решил создать иконологию русской живописи и начал работу над серией «Женские портреты в Третьяковской галерее». Георгий выбрал четыре любимых картины из постоянной экспозиции Третьяковки и осовременил их.

«Девочка с персиками» и постмодернистский комикс: на кампусе БФУ появился мурал по картине из Третьяковской галереи - Новости Калининграда

«Эти работы Гоши Острецова связаны с русским классическим искусством. В спокойный, тихий мир 19 века с его искрящимся уютным светом вторгается современность – активная, бурная напористая, которая со своей скоростью и яростью, кажется, там вовсе не нужна. В мир картины «Девочка с персиками» попадает зелёный монстр, на оригинальном полотне вместо чудища изображён щелкунчик, а вместо тарелок на стене оказывается красный постер как те, что висят на стенах подростковых спален. Старое и новое вступают в художественный диалог и пытаются ответить на вопрос: что самое важное в современном искусстве? Я бы сказала, что традиция, потому что без неё было бы трудно творить», – рассказала лектор Мария Седова.

Представительница Третьяковской галереи называет работы Гоши Острецова примером того, каким должно быть современное искусство: протестующим против прошлого, но хорошо знающим свою историю, ведь «Девочка с персиками», которая вышла из-под пера Валентина Серова, в своё время тоже знаменовала стремление к изменению привычного художественного языка 19 века.

В рамках фестиваля с 22 по 25 июня прошла серия мастер-классов и лекций. Ознакомиться с расписанием мероприятий можно на сайте БФУ.