Часть Верхнего озера за парком «Юность» вновь цветёт. Вода приобрела мутно-зелёный цвет. Картину дополняет резкий запах, который чувствуется ещё на подходе. Корреспондент «Клопс» прогулялся вдоль Верхнего и поговорил с теми, кто здесь живёт, работает и гуляет.
Вся грязь сосредоточена у стока воды из озера в Ботанический ручей. Мусор прибивает течением к мосту и каменному парапету. Стоя рядом с чёрным месивом, чувствуешь, что в душном воздухе стоит дикий смрад.
Рядом покорно сидят голуби и чайки. Птицы не пугаются даже проходящих по тропинке людей. Некоторые из них в поисках еды решаются приземлиться прямо на месиво. Видимо, слой грязи довольно мощный: несколько пернатых устраиваются рядышком.
В остальных местах такого безобразия нет, но вода везде одинаково зелёная. Кое-где плавают сгустки, похожие на продукты жизнедеятельности. Но и это не мешает семье уток насладиться солнечной погодой.
«Вопросы все к главе нашего города Калининграда, почему у этих всех частных домов сточные воды идут в озеро? — сотрудник парка «Юность» машет в сторону Верхнеозёрной улицы. — Вы пройдите, там ещё и говно плавает! Там гаражное общество находится, в нём многие сделали себе бани вместе с туалетами — всё идёт сюда».
Мужчина рассказывает, что когда-то у парка был причал, откуда отправлялись катамараны. Теперь такие катания устроить сложно.
Юрий Павлович сидел на берегу с удочкой около двух часов, но так ничего и не поймал. Говорит, в этом месте больше не клюёт — рыбы нет. По мнению 70-летнего рыбака, причина тому — угольная котельная неподалёку.
«Они зимой прочищают систему и сливают всё в воду. Рыба уходит дальше по озеру, иногда заморы бывают», — рассказывает дедушка. Он считает, что частные дома не столь сильно загрязняют водоём.
«У них ливнёвки есть, они выходят в озеро, но в основном проблема вся в кочегарках. От домов-то дождевая вода попадает, а не отходы», — размышляет Юрий Павлович.
Калининградец Пётр Михайлович, отдыхавший на берегу, рассказал, что раньше уток на озере было несколько десятков, а сейчас их можно пересчитать по пальцам.
«В прошлом году, когда озеро цвело, трупов уточек я насчитал 240. Вонища страшная от воды стояла. А ведь немцы здесь купались, у них и казарма неподалёку стояла. Началось всё, когда нашим городом начали править жулики. Все сбросы из этих домов, все нечистоты они свели в озеро. Было предписание сделать накопительные резервуары, но это лишние затраты. Засрали так, что ни лодка, ничего пройти не может», — горячится Пётр Михайлович.
Владельцы частных домов на Верхнеозёрной улице считают обвинения в сливе нечистот необоснованными.
«Да что вы! Какие глупости! У нас всё центральное, — рассмеялась хозяйка одного из коттеджей. — Оно каждый год цветёт. Все вопросы — к властям, которые должны его чистить. Может, экосистема у озера неправильная какая-то?»
По мнению других жителей Верхнеозёрной, отходы сливают соседи с Северной горы.
«Там во многих домах нет септиков. Они все свои канализации вывели в ручей, который сюда идёт. Пока администрация не заставит частников сделать септики и не проверит лично, озеро так и будет загрязняться. Либо пусть штрафы платят, — рассказывает одна из жительниц многоэтажки.
В администрации Калининграда «Клопс» сообщили, что в компетенции города находится лишь уборка берегов, очисткой самого озера МБУ «Чистота» не занимается. «Клопс» отправил запрос в региональное министерство природных ресурсов и экологии.
Антон Алиханов заявил, что посмотрел бы на жителей, незаконно сливающих отходы в водоёмы, когда «в домах фонтаны будут бить в другую сторону».