Калининградцы, оформившие ДТП по европротоколу, повально получают извещения от страховых с требованиями предоставить машину для осмотра. Что будет, если этого не сделать, и какие ловушки ещё поджидают водителей, разбирался «Клопс».
Что такое европротокол
Существует две формы оформления ДТП: с вызовом сотрудников ГИБДД и самостоятельная регистрация аварии — так называемый европротокол. Второе возможно, если нет пострадавших, а сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей: сумму прикидывают на месте сами водители. Часто автомобилистам помогают разобраться аварийные комиссары.
«Плюсы европротокола — более быстрое оформление, не нужно ждать прибытия инспекторов, а также можно избежать штрафов за нарушения ПДД», — говорит юрист регионального союза защиты прав водителей Пётр Губенко.
Оформили европротокол — что происходит дальше?
Нужно ждать звонка или письма от страховой компании. «Страховщики могут потребовать авто на осмотр в течение 15 дней после подачи заявления пострадавшей стороной. Если этого не сделать, есть последствия: страховщики могут взыскать с виновника сумму, которая была затрачена на ремонт пострадавшей стороной», — продолжает Губенко.
По словам эксперта, подобные требования страховых компаний предъявляют практически ко всем калининградским водителям, кто оформил ДТП при помощи европротокола.
«Бывает, что люди по каким-то причинам автомобиль не предоставляют: ремонтируют, уезжают в отпуск и так далее. Потом страховщики предъявляют исковые требования. Часто суды взыскивают с виновника сумму, которая заплачена потерпевшему», — продолжает юрист.
Пётр Губенко отмечает, что водитель не всегда может приехать на попавшей в ДТП машине: повреждено зеркало, фара, оторвано колесо. В этом случае работники страховой должны приехать сами.
А если вызывали ГИБДД, но страховщики хотят осмотреть авто?
Выполнять такое требование водитель не обязан, даже получив письменное уведомление от страховой компании.
А можно не связываться с европротоколом?
Оформление по европротоколу — право, а не обязанность. Водители могут сами определить, как им действовать на месте аварии.
«Неправильно загружать сотрудников ГИБДД оформлением мелких аварий, но с учётом поведения страховщиков заполнение европротокола чревато последствиям: приходится терять время на уведомления, затем на осмотр. Кроме того, можно попасть на деньги», — говорит Губенко.
ОСАГО подорожает, а при выплатах учтут «неродные» запчасти.