- Закон о капитальном ремонте домов принят областной Думой в первом чтении меньше месяца назад, но у него уже появилось много противников, которые считают его бесполезным. В чем заключается польза этого закона?
Жилищный фонд области стремительно ветшает – это закономерный процесс. Особенно это актуально для Калининградской области – ведь в нашем крае большинство домов – довоенной постройки, где с незапамятных времен не проводился капитальный ремонт. На сегодняшний день таких домов с огромным техническим износом более 18 тысяч по всей области – это составляет почти 60 процентов всего жилого фонда региона. Программы как по капремонту, так и по переселению из аварийного жилья не в силах охватить все наши потребности. Поэтому на федеральном уровне было принято решение о формировании новой системы капитального ремонта.
Поймите, без нового закона нам не удастся отремонтировать жилой фонд, нуждающийся в ремонте. В регионе жилье, в основном, приватизированное, и бремя по его содержанию, в соответствии с законом, полностью лежит на собственниках, то есть на каждом из нас. С 2005 года Жилищным кодексом определено, что обязанность капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов возложена на собственников. Но мы отдаем себе отчет, что не каждый из нас готов 100 процентов оплачивать содержание жилья. В таком случае, наши дома так и будут стоять без ремонта еще десятки лет. В помощь жителям и должен прийти новый закон о капремонте, который поможет привести в порядок наши с вами дома. Для этого и создается новая региональная система капремонта.
Государство не оставит граждан один на один с этой проблемой и будет субсидировать программы капитального ремонта. Начиная с этого года все денежные средства, которые выделяются из бюджетов, идут на софинансирование этой обязанности. Это подразумевает под собой, что собственники сами должны все отремонтировать, но в некоторых случаях, как было по федеральной программе, так и сейчас по региональной программе, мы всего лишь помогаем собственникам выполнять свои обязанности. Но при этом те средства, которые граждане вкладывали в капремонт, ложились просто дополнительным бременем.
По новой системе капитального ремонта плата за него будет учитываться при расчете субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Этот тот факт, который мы стараемся постоянно разъяснять, потому что если сейчас уже граждане получают такие субсидии, то практически всю плату за капитальный ремонт за них будет платить, по сути, государство.
Если человек живет не в собственном жилье, а в муниципальном или ведомственном, за него будет платить муниципалитет, являющийся в данном случае собственником этого жилья.
Причем, следует отметить, что после проведения капитального ремонта рыночная стоимость квартир возрастает довольно существенно. Потому что одно дело жить или пытаться продать квартиру в доме, где нет никакого фасада и краски на стенах, и другое дело, когда мы имеем полностью отремонтированный дом. То есть капитализация собственности в этом случае тоже возрастает. Цель закона о капремонте просто и понятна – привести наше жилье в достойное состояние
- Вы сказали, что помогаете проводить капитальный ремонт, софинансируя эту обязанность жильцов. Какова доля этого софинансирования? Сколько заплатят жильцы и сколько денег планируется выделить из бюджета?
- Минимальное софинансирование собственников составляет 5 процентов. Максимального нет, потому что в каждом муниципалитете дома отбираются на конкурсной основе, где уровень софинансирования собственников является одним из главных критериев. То есть если жильцы на общем собрании решили дать 20 процентов, то у них намного больше шансов попасть в программу капремонта и получить оставшиеся 80 процентов.
- Какие поправки могут быть приняты в законопроект во втором чтении?
- Мы достаточно долго прорабатывали закон до того, как подать его в областную Думу и, что было отмечено не только на региональном, но и на федеральном уровне, мы общественному обсуждению этого законопроекта уделили довольно много внимания. Его нельзя считать сырым, просто он вызывает массу вопросов сам по себе. 17 октября он был принят в первом чтении. На днях было еще одно совещание в думе и в конце ноября профильный комитет должен передать документы для второго чтения данного законопроекта. Мы поправки вносить туда не планируем. Если будут поправки от депутатов или каких-то еще заинтересованных сторон, которые не противоречат действующему законодательству, они могут быть внесены. Но принципиально в законе ничего не изменится. Это могут быть частности. Министерство подготовило законопроект в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Нормы должны соответствовать федеральному законодательству. Менять их было бы не совсем корректно.
- Ставка еще не определена. По вашим прогнозам, сколько составит ее размер и от чего он будет зависеть?
- У нас есть так называемый федеральный норматив на капитальный ремонт, который применяется при расчете межбюджетных отношений. Он составляет 6,6 рубля за квадратный метр. В первую очередь мы будем опираться на него. Это та ставка, которая будет выплачиваться именно жителями. Конечно, этого недостаточно, чтобы в срок действия программы (а программа будет формироваться на 30 лет) провести ремонт всех домов. Но при этом у нас уже есть и решение губернатора, и предварительные согласования федерального центра, что будут выделяться бюджетные субсидии, с помощью которых необходимую разницу мы покроем.
Здесь проблема даже другая. Она заключается в том, что люди начнут платить во второй половине следующего года, а начиная с 2015 года нам нужно приступать к ремонту домов. Денег на это накоплено практически не будет. Поэтому самый главный механизм – это привлечение кредитных средств на этой стадии с последующим их обслуживанием с помощью поступающих взносов в течение тридцати или менее лет. Мы в свою очередь будем вносить изменения с целью выделения господдержки в форме компенсации процентной ставки. Даже если это будут длинные льготные кредиты, если мы две трети ставки рефинансирования компенсируем, выполнение программы становится более реальным. Поэтому господдержку мы планируем реализовать двумя способами – выделение субсидий (возможно, оно будет привязано к тому, сколько платят собственники, возможно, к каким-то другим механизмам) и компенсация процентной ставки. Также предусмотрены госгарантии для регионального оператора, чтобы он мог эти кредиты привлекать.
- Будет ли как-то ставка отличаться для жителей нового дома, которому ремонт потребуется еще не скоро, и для жителей старых домов?
- По этим критериям – абсолютно точно нет, потому что это не совсем логично. Мы программу формируем на тридцать лет. Новый дом через 25 лет станет изношенным и будет ремонтироваться. Просто у нового дома ситуация будет немного лучше – возможно, не придется привлекать кредиты и хоть минимальный процент, но выплачивать. По сути, это тоже делают собственники. По старым домам мы две трети ставки рефинансирования сможем компенсировать. То есть какой-то минимальный процент останется кредитных средств.
- А какой смысл тогда платить жителям нового дома, если через 25 лет они могут в нем уже не жить?
- Мы говорим о том, что идет капитализация имущества. Есть квартиры. Капитальный ремонт оплачивается, по сути, пропорционально ее площади. Если человек ее продает, в нее въезжает новый жилец, то он начинает только с этого момента платить, а вся накопленная предыдущим жильцом часть остается за ним. Я не вижу тут никакого противоречия.
- Какие способы накопления средств на капремонт предусмотрены в программе?
- В течении двух месяцев с даты официального опубликования программы капитального ремонта (мы планируем, что это произойдет в феврале-марте 2014 года) собственники жилья должны принять решение о способе накопления средств на капремонт. Принципиально таких способов два – посредством отчислений на специальный счет многоквартирного дома и посредством передачи средств в управление региональному оператору. Если они никакого решения не принимают, то средства копятся в общем «котле» - на счете регионального оператора – и все собранные деньги идут на ремонт всех домов. В этом году ремонтируются одни дома за счет всех собранных денег, в следующем году – другие дома опять же за счет всех собранных денег. В том числе привлекаются кредиты. В этом случае у нас часто задается вопрос, что может произойти, что они могут пропасть. Законодательство позволяет этого избежать – предусмотрена субсидиарная ответственность правительства Калининградской области. Если фонд своих обязательств не выполнил, то ответственность возлагается на правительство, и оно обязано за счет бюджета обязано отремонтировать дом.
Но не всех этим можно убедить. Да у нас и нет такой цели, потому что у людей есть право выбора. Люди, особенно те, что проживают в новых или в хороших домах, в праве выбрать способ накопления на собственном счете. Тогда вопросы отпадут сами собой. Их счет – их деньги. При этом они также пользуются правом господдержки и другими привилегиями, но никто не имеет права потратить эти деньги никуда, кроме ремонта своего дома в сроки, установленные программой.
- Какой способ, на ваш взгляд, выгоднее?
- Кому как. Если дом новый, то он попадет в программу на дальних сроках, потому что ее суть заключается в том, что дома нужно ремонтировать, когда это нужно. Если это произойдет, например, в 2040 году, то какой интерес жителям сейчас платить в общий «котел»? Чтобы все это время за счет их средств финансировался ремонт других домов, а в 2040-м все вдруг скинулись на их дом? Крайне маловероятно, что людей можно в этом убедить. И я их прекрасно понимаю. Поэтому, чем новее дом, тем выгоднее людям копить на своем счете.
- Кто станет региональным оператором и по каким критериям он будет выбираться?
- Он не будет выбираться. Он будет создаваться. Соответствующий проект постановления уже готов и почти согласован. Это некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда, которую учреждает правительство. Региональный оператор будет полностью существовать на средства областного бюджета. Ни копейки из собранных от жителей денег даже технически невозможно направить на содержание регоператора.