Интервью
24.01.2012
12:31

Убили Сокольники и Зеленоградск, на очереди Светлогорск

Член Совета Федераций от Калининградской области рассуждает на тему туристического будущего нашего побережья. И не только в свете ущерба, который нанес ураган, смывший большинство наших пляжей, но и кадровой муниципальной политики, не меньше, чем стихия, влияющей на развитие прибрежной зоны.

- Николай Владимирович, вы один из тех, кто верит в туристическое будущее Калининградской области. Но вот что происходит. Сначала турист видит развалины под названием «аэропорт Храброво». А теперь он не сможет увидеть даже то, что могло бы компенсировать инфраструктурные провалы, - наши шикарные песчаные пляжи, созданные не людьми, а природой, и уничтоженные штормом… Скажите, вы по-прежнему считаете, что Калининградская область – привлекательный маршрут для туристов?!

- Для меня нет сомнений в этом утверждении. Когда где-то убывает, где-то обязательно прибывает. Ураган смыл пляжи? Это плохо. Но давайте подождем лета и увидим, что песок вернется, - не в одно место, так в другое. Предлагаю туристическую зону переносить оттуда, где нет пляжа, туда, где он появляется. Мир динамичен, он меняется постоянно.

- Вы шутите, полагаю.

- Шучу, конечно. Просто не вижу невосполнимой трагедии в том, что произошло. Море дышит, то приближается, то отдаляется, это известные природные процессы, которые происходят везде, не только у нас. На Лазурном берегу пляжи тоже смывало штормами, да такими, что яхты выбрасывало на берег. Потом песок снова намывается морем, пляжи восстанавливаются. Другое дело, что, как и во многом, у нас не происходит системной и научно обоснованной работы не только по берегоукреплению, но и вообще по тому, как ведет себя природа в этом, конкретно взятом месте.

Ну, положили мы вдоль Куршской косы дурацкие резиновые шины, помогло? Не знаю. Но впечатление, как в анекдоте про долгоносика. Съел 100 гектаров урожая, посадим 200, съел двести, посадим тысячу, нехай подавится. Понимаете, можно волнорезы поставить так, что они будут еще больше разгонять волну, а можно так, чтобы ее мощность гасилась за 100 метров от берега. Немецкие деревянные волнорезы сто лет простояли, не зря, наверное. Но поймите, мы с вами в этом деле профаны. Надо, чтобы ответы на подобные вопросы давали ученые прежде всего, люди, которые занимаются этой проблемой с научной точки зрения. Вот где ученые из института океанографии имени Ширшова, они что-то сказали вашей газете?

- Сказали, что все плохо.

- Вот видите. А что делать, - кто знает, если не они?

- Тут еще есть проблема. Когда журналисты с вопросом «что делать» звонят в муниципалитет Светлогорска им говорят: пляжи – это федеральная собственность, мы, мол, за них не отвечаем!

- Это глупость. Администрацию Светлогорска можно назвать бенефициаром того туристического богатства, которое она получила и от природы, и от людей (бенефициар - выгодоприобретатель, лицо, получающее пользу от своего имущества, переданного в доверительное управление. – Ред.). Ведь один простой аргумент. Сумасшедшая стоимость земли в Светлогорске берется от того, что там есть пляжи, море и работает вся туристическая отрасль. Поэтому отвечать за состояние пляжей логично было бы муниципалитету.  И так же логично было бы министерству природы передать эти пляжи в управление муниципалитетам. Как это сделано в Литве. Литовская часть Куршской косы, как известно, управляется муниципалитетом Неринги. И зачем федеральному центру федеральный курорт в Светлогорске, плохо понятно. Так же, впрочем, как и национальный парк Куршская коса. Там собственников пять или шесть, если не ошибаюсь, - от Росимущества до военных и Автодора. И что мы имеем в результате? Будку со шлагбаумом на въезде, сборщиков денег и директоров, которые меняются, как перчатки, и не ощущают себя ни местными жителями, ни патриотами этого прекрасного места.

- Да, невезение в смысле управления курортными местами выглядят хроническим. Сколько лет не видно инфраструктурных подвижек в Зеленоградске, Пионерский получил резиденцию, но на его туристическую привлекательность это пока не повлияло, скорее, наоборот, - мы лишились некоторого количества мест отдыха, закрытых теперь высоким забором. В Янтарном местные жители просят губернатора: «Уберите главу!». Светлогорск стагнирует, там масса проблем для туристов и местных жителей, которые много лет не решаются. Проклятье какое-то!

-  А вы правы. Как для развития России является проклятьем добыча и продажа нефти, так и для наших прибрежных городов является проклятьем именно их курортность. Повторюсь: земля там слишком дорогая. Поэтому вместо гостиниц там строятся частные дома, как в Светлогорске. Хотя, если подумать, по узнаваемости в России, для российского туриста, именно Светлогорск – второй город нашей области после Калининграда. И как ни банально звучит, именно Светлогорск должен стать  двигателем в развитии туризма на нашей территории. Тем более, что все предпосылки для этого есть. То же Приморское кольцо, которое дошло до Пионерского и Светлогорска, планы по строительству нового, большого променада, летнего театра.

- Вы все правильно говорите, но если управлять всем этим будут люди недобросовестные, упадок продолжится. И есть пляжи, или нет, - никого особо волновать не будет. При нашей погоде пляжный туризм все-таки не первый пункт программы.

- Кадровая политика, безусловно, очень важна. И я бы предложил некоторые радикальные шаги, взятые, кстати, из бизнеса. Ведь ни в одну компанию не возьмут на управленческую должность человека, не имеющего управленческого опыта коллективами, предприятиями. А у нас, к сожалению, депутат, никогда в жизни не управлявших ни одним хозяйственным объектом, может стать главой округа или муниципалитета. Есть и другие понятные требования в кадровых службах компаний, кроме образования, отсутствия криминального прошлого и возраста. Эти требования называются квалификационными. То есть человек не просто должен иметь за плечами реализацию какого-то проекта, а успешную реализацию. И уж совсем непопулярное скажу: я бы запретил хозяйственную деятельность компаниям, аффилированным с должностным лицом муниципалитета, а тем более, его руководителем, на подведомственной этому должностному лицу территории. Я понимаю, что это трудно проконтролировать, но некий этический обет, который бы глава муниципалитета давал вместе с клятвой своим жителям, я бы попросил исполнить.

- Клятва, конечно, хорошо, но что еще?

- Однажды я читал книгу, посвященную биографии владельца одной из крупнейших авиакомпаний мира. На меня произвело впечатление то, что этот человек, построивший большой бизнес, регулярно сам проезжал и проходил по маршруту своих клиентов, чтобы понимать, с какими проблемами они сталкиваются. Если бы нечто подобное проделывал глава Светлогорска, он бы тоже обнаружил множество неудобств. Что велосипедная дорожка построена кусками и внезапно обрывается. Что разработанных пеших маршрутов практически нет. Что на единственной площади города находится бестолковое, аляповатое здание. Что в городе много мусора и каких-то шанхайских построек. Что в тех районах, где должны быть рекреационные объекты и гостиницы, - как во всем мире, - стоят частные особняки, а вместо дорогих и дешевых гостиниц у моря, дающих синергию туристического бизнеса, - у нас только дорогие… Этот список можно продолжать. Светлогорску просто необходима внятная градостроительная политика, необходимо грамотное управление этой территорией, богатой и очень перспективной. Я бы сказал, что отсутствием внятного управления мы уже почти убили такие богатейшие курортные места, как Сокольники и Зеленоградск. Очень не хочется, чтобы та же участь постигла Светлогорск.