11:13

У меня есть комната, где я закрываюсь и пишу. Когда удаётся закончить, я очень люблю готовить. И кушать.

  1. Интервью
В рамках "Библионочи-2016" в Областной научной библиотеке Калининграда прошла творческая встреча с известной писательницей, телеведущей Татьяной Устиновой. 
 
Она появилась перед слушателями без опозданий, в стильном удобном наряде. Поделилась переживаниями о нечитающем поколении, рассказала о своём актёрском опыте и почему она больше никогда не будет сниматься в кино.

О любви и Калининграде

"Мой муж из Калининграда. И свой первый роман я написала о Калининграде. Тогда мне хотелось написать что-то интересное и не о Москве. Красивую историю в красивых декорациях, а краше, чем в Калининграде, на мой вкус, нет ничего.
 
Впервые здесь я побывала в 1988 году. Мы были в так называемом "досвадебном" путешествии с мужем, куда мама меня отпустила из соображений приличия только  с сестрой. До сих пор говорю своему мужу: "Страшно рада, что вышла за тебя замуж, хотя бы просто потому что, мне  в приданое достался Калининград".

Про библиотеки

"Я как человек, который много ездит по стране в силу работы, в каждом городе бываю в библиотеке. На мой взгляд, нет ничего лучше библиотек. Есть книжные магазины, ярмарки. Но библиотека — это центр притяжения всего региона. Конечно, если она правильно работает. Необходимо проводить встречи, интересные мероприятия, поддерживающие в людях культурную планку и интерес к книгам. То, что живы библиотеки, — большое счастье, и спасибо чиновникам, которые это поддерживают и развивают".

Про книги и интернет

"Меня очень смешат стенания о том, что люди не читают, потому что у них нет времени. На мой взгляд, для чтения не нужно много времени, нужна привычка. Как бы мы все ни спешили, мы же не выходим на улицу без штанов, потому что у нас не было времени их надеть. Такая же история и с книгами. Нужно формировать привычку к чтению. И это могут только библиотеки. Дорога в библиотеку должна быть протоптана с детских лет. Именно литература формирует культурные коды. 
 
Интернет хорош тем, что ты в любую минуту можешь получить любую информацию. Но вот Стив Джобс придумал, чтоб он  в гробу перевернулся, что книги нужны для извлечения информации. А книги не располагают информацией. Книга — это сброшюрованный человек. Это форма существования. Когда ты читаешь, ты остаёшься наедине с автором, с его мыслями, метаниями, страданиями. Это не просто информация. Из книги  нужно извлекать эмоции и соотносить их со своими. Тогда ты понимаешь, что ты не один. Что те же самые проблемы мучили Паскаля, Толстого, Чехова". 

Про менеджеров среднего звена и чтение

"Друзья моего сына позаканчивали менеджерские институты и теперь сами не знают, кто они по профессии. Но с гордостью заявляют, что им некогда читать. Я им говорю: конечно, не читай. Но тебя на первом карьерном повороте обойдёт тот, кто прочитал хотя бы три книги. А руководить вами всеми болванами будет человек, который прочитал триста книг. Но вы даже этого не поймёте. Потому что вы не читаете. И так и останетесь менеджерами самого среднего звена". 

О переводческой школе

"Я читаю всё подряд. И английские детективы, и европейские новинки. Но от них мне становится дурно. Скорее всего, это оттого, что очень плохи переводы. Ведь Корней Чуковский умер, кто не знал, а с ним умерла и переводческая школа. Кризис контента случился". 

Об экранизации своих книг

"Стараюсь не смотреть экранизации своих книг. Договорилась сама с собой, как автор, который отдаёт права на экранизацию, что переживать не буду. На съёмочную площадку автора стараются не допускать. Конечно, приглашают, говорят, что закажут билеты, примут, поселят. Но как соберёшься, у них то график поменялся, то уже всё отсняли". 

Об актёрском опыте

"Однажды Станислав Говорухин говорит мне: мол, хочу тебя в кино снять. Я очень испугалась. Для меня Говорухин — гений, где он, а где я. Боялась, что он убьёт меня на площадке, ведь он славится своим жёстким характером. На что он мне, покуривая, заявил: "Ну убью, хоть одной дурой меньше станет". Для меня это был комплимент, и я согласилась. В фильме "В стиле jazz" моим партнёром был замечательный артист Фёдор Добронравов, который очень помогал работать в кадре. Но на этом опыте я решила покончить со своей актёрской карьерой, так как считаю, видимо, что вершины на этом поприще достигла. Сниматься больше не хочу".

Про еду и работу

"У меня дома есть комната, где я закрываюсь и пишу. Иногда по шесть часов, иногда по восемь или двенадцать. В этот период не происходит ничего: мы не ходим в гости, не празднуем дни рождения. Все знают, что мне нужно писать. Бывают и бесконечные страдания, что написать не удастся больше ни строчки. А бывает эйфория, кажется "ай да я, ай да Пушкин, сукин сын!". Когда удаётся всё это закончить, я очень люблю готовить. И кушать". 

Как поймать успех

"Нужно делать свою работу интересной. На мой взгляд, литература может позволить себе быть занимательной. И я пишу занимательные истории. Ведь я не пишу детективов и никогда их не писала. Роман иногда пишется ради одного героя, ради одного предложения или ради собаки главного героя. Но, чтобы читателю было нескучно это читать, я придумываю кражу драгоценностей или человека за бортом. Всё остальное — это истории о людях, о том, какие они".