19:07

Калининград сорвал работу по установке счётчиков тепла

  1. Интервью
Правительство Калининградской области планирует ввести мораторий на использование повышающего коэффициента для собственников жилья в домах, где при наличии технической возможности не были установлены общедомовые приборы учёта тепла. Суть этой инициативы прояснил вице-губернатор Максим Федосеев.
 
- Откуда вообще взялись повышающие коэффициенты на оплату тепла?
 
- В первую очередь подчеркну, что введение повышающего коэффициента для собственников домов, где, несмотря на наличие технической возможности, не были установлены общедомовые приборы учёта тепла – это норма федерального законодательства.
 
Установить общедомовые счётчики тепла собственники должны были до 1 июля 2012 года. Однако федеральный законодатель предусмотрел "план Б" на случай, если инертность возобладает над сознательностью. Поэтому после указанного срока общедомовые приборы учёта тепла должны были установить ресурсоснабжающие организации.
 
- Если это норма федерального законодательства, то почему "Калининградтеплосеть" не исполнила её в срок?
 
- Как раз из-за того, что комитетом городского хозяйства Калининграда эта работа была провалена, на основании многочисленных обращений граждан губернатор Николай Цуканов выступил с инициативой о введении моратория на применение повышающих коэффициентов. Граждане не должны страдать от неумения местной администрации и муниципальных предприятий организовывать свою деятельность.
 
Изменения в Жилищный кодекс РФ вступили в силу не вчера. Комитет городского хозяйства должен был сразу организовать разъяснительную работу с населением: проводить общие собрания жильцов, распространять брошюры, печатать заметки в СМИ, в общем, побуждать собственников исполнить их долг. Параллельно следовало принять меры для того, чтобы МП "Калининградтеплосеть" сразу с 1 июля 2012 года начала устанавливать приборы в домах домов. Для этого нужно было найти источники финансирования выполнения работ, привлечь кредиты, выбрать единую добросовестную подрядную организацию.
 
В итоге более 500 домов остались без счётчиков и собственники жилья в них подпали под необходимость платить повышающий коэффициент. Причём в такой ситуации оказались даже те, кому приборы учёта устанавливала выбранная "Калининградтеплосетью" фирма, поскольку само муниципальное предприятие в ряде случаев отказалось принимать счётчики в эксплуатацию.
 
- Только ли в Калининграде есть такие проблемы, или другие муниципалитеты тоже не справились с этой задачей?
 
- Есть примеры других крупных городов, которые, несмотря на немаленький жилфонд, справились с задачей "на отлично". Например, Гусев и Черняховск почти на 100% оборудовали многоквартирные дома общедомовыми приборами учёта тепла. Поэтому население этих городов, наверное, даже и не знает о том, что с прошлого года применяются какие-то повышающие коэффициенты на оплату тепла.
 
- Накануне глава Калининграда Александр Ярошук заявил, что вроде бы приостановил действие повышающих коэффициентов в Калининграде. Обладает ли местная власть такими полномочиями? Или это компетенция областного правительства? Каковы вообще юридические перспективы моратория: насколько он законен, и как скоро ждать его введения?
 
- К сожалению, насколько мне известно, глава местной администрации не может вводить такие моратории – это противоречит федеральному законодательству. Возможно, если бы он обладал такими полномчиями, всем от этого стало бы легче. Другое дело, что имея такую власть, муниципалитеты сами постоянно откладывали бы завершение работы по установке счётчиков в жилфонде. При этом в силах местной администрации предоставить гражданам рассрочку по оплате за тепло с применением повышающего коэффициента. Это исключительные полномочия "Калининградстеплосети", и здесь проблем возникнуть не должно.
 
Что касается областного правительства, то есть основания полагать, что оно может своим постановлением регулировать ситуацию с повышающими коэффициентами. Сейчас мы направили обращение в министерство строительства и ЖКХ РФ для того, чтобы нам дали разъяснения о возможности введения моратория. Когда мы их получим, а это должно произойти в ближайшее время, если резюме Минстроя будет положительным, мы сразу подготовим постановление правительства Калининградской области. В любом случае, если мораторий будет, то его действие начнётся с 1 января 2016 года. Средства граждан, плативших за тепло с повышающим коэффициентом, никуда не пропадут, а будут зачтены ресурсоснабжающими организациями в счёт будущих платежей.
 
- На какое время будет установлен мораторий?
 
- Если удастся ввести мораторий, то он будет действовать в течение срока, достаточного, чтобы навести в городе порядок. При грамотной организации работы оборудовать приборами учёта тепла 500 домов – не такая уж титаническая задача.
 
Вместе с тем обращу внимание на то, что с собственников ответственность за непоставленные счётчики не снимается. Введение моратория – это ещё одна возможность для граждан позаботиться о том, чтобы их дома были оборудованы приборами учёта тепла. Поэтому хотелось бы, чтобы средства, сэкономленные от неуплаты по повышающему коэффициенту, пошли на установку счётчиков.