15:27

"Убить" маршрутки в Калининграде - непродуманное решение

  1. Интервью
В Калининграде обсуждают проект новой маршрутной сети на пять лет. Его разработчики - НИПИ ТРТИ (Санкт-Петербург) предлагают отказаться от микроавтобусов, сократить количество транспорта и маршрутов. О том, чем это обернется для горожан, как областному центру справиться с пробками, журналист АиФ-Калининград побеседовал с доцентом Института транспорта и технического сервиса БФУ им. И. Канта Сергеем Буйловым.

"Африканская" схема

- Что вы думаете о новой маршрутной сети, за разработку которой город заплатит 23 млн рублей?
 
- Непонятно, на основе каких данных её составляли. Первое, что должны были сделать разработчики, - определить транспортный спрос. Узнать, каким автобусом, когда, откуда и куда хотят ездить люди. Я живу, допустим, у кинотеатра "Родина", а надо - на улицу А. Невского. И вынужден ехать так, как идёт транспорт. Но, может, есть короткая дорога - не через рынок? И если большинство хотят ехать так, может, маршрут пустить по этому пути? Это разгрузило бы центр. Я как-то насчитал 35 разных автобусов на остановке у площади Победы. Это рекорд. А по 4-5 - обычное дело. Водители скандалят, подрезают друг друга.
 
По идее, разработчики схемы должны были опросить десятки тысяч человек. Мы поинтересовались у студентов, опрашивал ли кто-нибудь их, родителей или знакомых. Ничего подобного! Когда транспортный спрос определён, он накладывается на существующую дорожную сеть и строится новая маршрутная схема. Но все вывешенные сейчас маршруты практически повторяют старые.
 
В какой-то мере это проблема технического задания. Перед разработчиками не поставили чётких целей: какого результата достичь, какие отрицательные факторы устранить. Кроме того, в задании есть пункт: "замерить пассажиропоток на существующих маршрутах". Зачем, если нужно делать абсолютно новую схему? На мой взгляд, авторы идут по стопам предшественников: вносят коррективы в старую схему. А бюджет платит.
 
- Есть мнение, что проблему перегрузки центра решили бы единый электронный проездной и общий расчётный центр для перевозчиков.
 
- Доход перевозчиков в этом случае зависел бы в основном от пробега. Город давно признал, что это необходимо. Но новшество требует вложений. Перевозчики не готовы, власти тоже ссылаются на недостаток средств, хотя это гораздо дешевле, чем бесконечная разработка проектов «в стол».
 
- Что будет, если оставить маршрутную сеть такой, как придумали сейчас?
 
- Из представленного проекта складывается впечатление, что его единственная цель - "убить" маршрутки. В Калининград как-то приезжал профессор Блинкин из Высшей школы экономики. Он назвал наше изобилие микроавтобусов "африканской схемой организации перевозок". Видно, после этих слов власти решили резко сократить "микрики", заменив их автобусами среднего класса. Но чтобы сохранить существующую провозную способность системы, придётся закупать десятки автобусов. А за чей счёт? Получается, это хороший способ в очередной раз поднять тариф? Думаю, что такое радикальное решение в отношении маршруток неоправданно. Просто их следует использовать по назначению: на узких улицах, на направлениях с невысоким пассажиропотоком.
 
Предложенный вариант ещё больше ухудшает положение трамваев. Их количество сократили, а "тройке" поставили интервал в 40 минут! Кто будет ждать столько? При таком раскладе маршрут "отомрёт".

Застраиваем пятачки

- Как на ваши замечания реагирует город?
 
- Не так, как хотелось бы. Например, полтора года назад администрация высказала намерение сделать у площади Василевского кольцо. Расчёты моих коллег показали, что в этом случае у площади будут выстраиваться хвосты. Станет только хуже. Особенно после того, как сделают съезд с эстакады на 9 Апреля и достроят высотки. Мы говорили чиновникам: не трогайте перекрёсток, пустите деньги на наземный или подземный переход. Это на десятки лет вперёд уменьшит количество проблем. Но город после более чем годового раздумья ответил: проект одобрен госэкспертизой (хотя проект строительный, в нём нет транспортного раздела, и экспертиза была чисто строительной), под него выделены федеральные средства, их надо успеть освоить. Ничего изменить мы не успеем.
 
- Сейчас в Калининграде одновременно разрабатывают и новый генплан, и транспортную схему, и маршрутную сеть. Может, стоило делать это по очереди?
 
- В июне в БФУ им. И. Канта проходила "летняя школа", где собрались эксперты-транспортники со всей РФ. Многие критиковали город за такое "сваливание всего в одну кучу". Параллельно разрабатывают генплан, схему движения, пассажирскую маршрутную сеть, скоростной трамвай. Причём делают это разные структуры. Этим надо заниматься по очереди. Сначала генплан определяет застройку, под которую нужно проектировать дороги, точки отправления и притяжения пассажиропотоков. На них ставят общественный транспорт. У нас же разработчики будущей маршрутной сети вписывают всё в старый генплан. Как это всё будет работать в реальной жизни - непонятно. Скорее всего, никак, и снова придётся тратить немалые деньги на переделку схемы.
 
- А что вы предлагаете для борьбы с вечными пробками?
 
- Если сравнить Калининград с европейскими городами с таким же числом жителей, у нас плотность населения на десятки процентов выше, а площадь дорог - значительно меньше. Мы застраиваем свободные пятачки, а дороги остаются те же. Многоэтажки лепим на улицы, оставшиеся ещё от немцев. Поэтому, как ни делай - круглый перекрёсток или квадратный - в лучшем случае, пробка перейдёт из одного места в другое.
 
Мы не видим в планах развития городских территорий ни подземных, ни надземных переходов. Один уже несколько лет обещают сделать на Московском проспекте, но не могут - мол, дорого. Конечно, за заявленные 100 млн рублей можно многоквартирный дом построить. (Власти заявили, что переход должен быть с лифтами для инвалидов и эскалаторами, иначе окажется бесполезным. - Прим. авт.) Невозможность строить подземные переходы объясняют страхом нарваться на немецкие коммуникации. Но возвели же новый район "Сельма". Там, что, тоже всё на старых коммуникациях?
 
Другой больной вопрос - многоярусные парковки, которые очистят полосы от автомобилей. В ЕС эту проблему решают комплексно. В новом районе проектируют парковку: 2-3 этажа - под, 4-5 - над землёй. А у нас же, если строят многоквартирный дом, то вплотную к красной линии. Даже если улица узкая, всё равно поставят впритык, лишив возможности расширить дорогу в будущем.
 
Где в планах новые улицы? В лучшем случае - реконструкция старых. По-хорошему, надо расширять город, а на существующей территории резко ограничить строительство. Городским властям следовало бы создать комитет, который будет согласовывать транспортные разделы строительных проектов, которые сейчас обычно отсутствуют.