17:16

В правительстве области рассказали, как будут «разгонять» трамвай и бороться с калининградскими пробками

  1. Интервью
Алексей Ржанов | Фото: Министерство развития инфраструктуры Калининградской области
Алексей Ржанов. Фото: Министерство развития инфраструктуры Калининградской области

В калининградском правительстве чуть больше месяца назад была создана новая структура — «Центр управления интеллектуальной транспортной системой». В её задачи входит организация дорожного движения и пассажирских перевозок. О первых шагах и решениях в интервью «Клопс» рассказал директор центра Алексей Ржанов.

— С чего планируете начать?

— С качественного мониторинга. Сейчас при помощи камер и датчиков система и специалисты следят за потоком и видят распределение транспорта по полосам, времени суток и типу. Работа ведётся на региональных дорогах, но это то, что нужно делать повсеместно.
В Калининграде есть камеры «Безопасного города» на всех центральных улицах. Они следят за нарушениями ПДД. Нам же нужно видеть не столько госномера машин, сколько наблюдать за потоками, видеть, как загружен тот или иной перекрёсток. Где нет камер, планируем использовать детекторы и ориентироваться на них. В результате транспортные инженеры смогут определить не просто локальную точку возникновения заторовых ситуаций, а рассмотреть участок улично-дорожной сети с учётом примыканий, выездов с парковок, наличия пешеходных переходов, в том числе, провести математическое моделирование ситуации. Это позволит выработать перечень мер для повышения эффективности организации дорожного движения, например, на каких участках достаточно перенастроить светофор, а где нужны более радикальные меры.
Необходимо проанализировать и пешеходные потоки. Большинство пересечений очень близко расположены друг к другу, как, например, на Шатурской, эффективность светофоров снижается. Часто на «зебрах» никого нет, а поток машин стоит в ожидании зелёного света.

— Вы говорите про Шатурскую, но надо рассматривать её совместно с Гагарина. Одна улица относится к Гурьевску, вторая — к Калининграду. У каждого муниципалитета свой подход к безопасности, свои бюджеты. Не получится ли так, что одни оптимизируют светофоры, другие нет, а в итоге все опять будут дружно стоять?

— Задача нашего учреждения — объединить работу структур, управляющих транспортными потоками в муниципалитетах, для создания единой транспортно-логистической системы.

— Какие ещё есть проблемные точки?

— Наша задача — решить проблемы не только Калининграда, но и помочь другим муниципалитетам. Концепция Минтранса России — это создание в регионах единой платформы управления транспортной системой, которая, с одной стороны, поможет всем структурам, которые в субъекте занимаются организацией дорожного движения и транспортного обслуживания, делать это более эффективно и оперативно, а с другой, предоставит каждому участнику дорожного движения, в том числе пешеходам и пассажирам общественного транспорта, необходимую информацию и сервисы. Например, чтобы автолюбитель мог через единое приложение получить информацию о свободных местах, тарифах и условиях парковки в каждом населённом пункте, где создана парковочная сеть.

Алексей Ржанов | Фото: Александр Подгорчук
Алексей Ржанов. Фото: Александр Подгорчук

— Что будете менять в сфере автобусных перевозок?

— Мы будем рассматривать возможность реализации технических решений, дающих приоритет общественному транспорту. Для повышения комфорта пассажиров планируется создать умные остановке, но делать их мы будем прежде всего там, где высокий пассажиропоток.

— А что это за остановки, чем они отличаются от обычных?

— Внутри павильона будет табло с данными о прибытии нужного маршрута. Аналогичные есть в Калининграде, например, на Северном вокзале. Информация актуальна, когда, например, ломается автобус: многие нервничают, начинаются жалобы, но если бы пассажиры знали, что на линию выпущена замена и автобус нужного пассажиру маршрута в пути и прибудет через конкретное время, недовольства не будет. Внутри остановок должны быть камеры наблюдения для обеспечения общественного порядка и тревожные кнопки, которыми можно будет воспользоваться при необходимости.

— Нет ли планов информировать пассажиров через приложения или каналы в соцсетях?

— Будет обратная связь. Начнём с Telegram и WhatsApp для школьников и студентов при внедрении льготных транспортных карт для региональных поездок.

— Что это за карты?

— Аналог «Волны Балтики». В сентябре «Волна Балтики Регион» будет введена для школьников и студентов, они с осени поедут со скидкой на автобусах областных маршрутов. Школьники Калининграда, уже получившие карту «Волну Балтики», так же смогут воспользоваться льготой на проезд в областных автобусах. Кроме того, для нас эти карты — возможность провести анализ пассажиропотока. Совместно с Калининградом и другими муниципалитетами мы будем двигаться к внедрению пересадочного тарифа в будущем.

После карт для льготников, возможно, последуют и общегражданские проездные для регионального общественного транспорта. Планируем создать систему единого билета, чтобы в кошельке у жителя области была только одна транспортная карта.

— Что ждать калининградцам?

— Совместно с администрацией города запланировали повысить эффективность трамвайного маршрута №5. Сейчас он не везде идёт по выделенной линии, в некоторых местах автомобилисты поворачивают с путей налево. Это сильно тормозит движение трамвая. Мы планируем сделать его маршрут более интеллектуальным. Вагоны и инфраструктура вдоль путей будут оснащены контроллерами: при подъезде к светофорам для электротранспорта будет загораться зелёный свет. Такое уже применяется, например, в Санкт-Петербурге. Легко в эту концепцию ложится Фестивальная Аллея, с неё и планируем начать. Дальше обеспечим такой системой весь маршрут. Программа будет работать в комплексе со всеми светофорами. Главой администрации Калининграда одобрен этот проект, сейчас идут согласования в Минтрансе России.

Алексей Ржанов | Фото: Александр Подгорчук
Алексей Ржанов. Фото: Александр Подгорчук

— А будет ли такая работа выполнена по трамвайному маршруту №3?

— Старая трасса будущего маршрута пролегает практически по половине маршрута «пятёрки», поэтому эффект ощутят и пассажиры этого маршрута.

— Тогда, наверное, автомобилисты будут недовольны: пробок станет больше...

— Понимаем, что растёт уровень автомобилизации, а люди хотят ездить с комфортом. Прорабатываем возможность для жителей Калининграда и области мультимодальных перевозок: доехал на машине до города, а потом на трамвае или автобусе, и всё это по одному билету.

— Но для этого нужны транспортно-пересадочные узлы, а их перспективы туманны. Да и предлагаемые проектные решения вызывают споры: должны ли там быть торговые центры?

— Безусловно, очень важно, как реализуются эти проекты. На ТПУ обязательно должны быть парковки. Мы должны создать условия для мотивации автомобилиста, чтобы он дальше поехал на общественном транспорте или, например, на велосипеде.
Есть много примеров за рубежом, где на ТПУ есть и торговые и развлекательные центры, важно, чтобы было достаточно места для парковки.

— Выделенные полосы для общественного транспорта появятся в Калининграде?

— К сожалению в Калининграде это очень проблематично, так как дороги и так узкие, а выделенная полоса для общественного транспорта сделает их еще уже. Ускорить движение транспорта настройка работы светофоров таким образом, чтобы они создавали приоритет общественному транспорту и держат его в расписании, если конкретный рейс опаздывает, то его пропускают быстрее. То, о чём я говорил, применительно к трамваям. Если получиться это внедрить, то и выделенки будут не нужны, а транспорт поедет быстрее, как в Санкт-Петербурге.
Для спецтранспорта в особых случаях возможно будет в ручном режиме организовать зелёную волну.