15:33

"В красный — мокрое, в жёлтый — сухое": глава областного союза переработчиков отходов — о раздельном сборе мусора

  1. Интервью
0:00
/
3:36
На фото: Святослав Лавриненко | Фото: официальный сайт Регионального союза переработчиков отходов Калининградской области
На фото: Святослав Лавриненко. Фото: официальный сайт Регионального союза переработчиков отходов Калининградской области

Сортировать мусор жители Калининграда начали в феврале — в городе установили разноцветные контейнеры. Из-за пандемии процесс приостановился. Жизнеспособна ли вообще эта система и как её наладить, "Клопс" поговорил с председателем областного Союза переработчиков отходов Святославом Лавриненко.

—  Каковы наши перспективы?

— Закон говорит, что за несколько лет мы должны добиться уменьшения захоронения мусора от 30 до 50%. Калининград, как всегда, берёт повышенные обязательства. К этой цифре надо идти за три-четыре года, но где предпосылки к решению вопроса? Я их не вижу. Всё, что сейчас делают в профильном министерстве, не ведёт к уменьшению на 30-50%. 

—  А что нужно делать?

— Я уверен, что мы обречены на раздельный сбор и на двухконтейнерную систему: с "сухими" и "мокрыми" контейнерами. Я много работаю с немцами и австрийцами, они её нам тоже просчитали. Они сказали: 

"Не идите по сложному пути. У вас маленькая область, мало людей и большая влажность. Зачем вам четыре-шесть контейнеров?"

Сейчас у нас три контейнера для раздельного сбора и четвёртый — общий. Чтобы это не было профанацией, должно приехать четыре машины. У нас сегодня приезжает одна за кеской и другая — за мусором из трёх контейнеров. Смысл приезжать Паукову (глава "Зелёного дела" — ред.) и выгружать из трёх, если можно поставить один: бутылки,  пластик, макулатура, ветошь? Потом "сухой" контейнер уезжает на сортировочный комплекс, а "мокрый" уходит сразу на свалку. 

— Что происходит с мусором, который забирают из трёх контейнеров?

 Отправляется на площадку, где сортируется вручную. 50-80% остаётся из того, что забрали, потому что люди не всегда ответственно подходят к процессу. Картон весь остаётся в регионе, он сдаётся на перерабатывающее предприятие в Советске. Пластик уходит за границу. Есть несколько предприятий, которые экспортируют эти отходы. В основном, это литовцы.

— А как быть с сетками из ПЭТ-бутылок? Жители иногда жалуются, что их сгребают в одну машину с обычным мусором.

— Сидит бабушка на балконе, видит, что подъезжает пресс-компактор. Ребята вышли, загрузили туда бутылки и поехали дальше. Это специальная машина для сбора ПЭТ. 

Когда поступает обращение, что одна машина вывозит всё, я спрашиваю: "А вы уверены, что эта машина загрузила и кески, и бутылки?" Люди начинают сомневаться. Я говорю: "Вы зафиксируйте, что в одну машину идёт и мусор, и ПЭТ, и дайте мне, я с этим разберусь". 

Это никому невыгодно — ставить сетки, а потом выкидывать в мусорку. Проще их собрать.

— Вам не кажется, что у нас в регионе маленький процент тех, кого заботит раздельный сбор?

 Для эволюции достаточно 5%. У нас гораздо больше людей занимается раздельным сбором, Пауков не успевает объезжать. Кто-то с 2012 года, как мы, сетки для бутылок поставили, сортируют. Есть и те, кто не сортирует, но такая категория будет всегда. 

— Как бороться с тем, что обычный мусор кидают в контейнеры для раздельного сбора? Да и вообще — как побудить людей сортировать?

— Это эволюционный процесс. Людям нужна правильная инфраструктура, пропаганда и мотивация. Я говорю:

 "Ставим два контейнера". Мне отвечают: "Все будут бросать в один всё подряд". Я говорю: "Супер! Я с этого готов начать. В красный — мокрое, в жёлтый — сухое". 

Как только пойдёт процесс, надо начинать запускать видеоматериалы и подключать СМИ. 

Третий этап — нанять пять инспекторов на город, чтобы проверять контейнеры. И в думу выйти с законом о мотивационных мерах. Тот, кто сортирует, платит минимальный тариф. Кто не сортирует, как это делается в европейских странах, тот платит больше. Надо, чтобы люди до 60 лет платили полный тариф, от 60 до 70 — 50%, а после 70 лет освободить всех стариков от оплаты ТКО. Бабушки и дедушки станут союзниками, они заставят и молодых всё это собирать.

Людям надо год времени, я уверяю, что 30-40% населения через год такого режима будет сортировать. А по щелчку никогда не получится. Нужно, чтобы это была региональная политика, а наши власти не хотят слышать практиков.

В Калининграде из-за пандемии COVID-19 до середины сентября отложили вывоз раздельно собранного мусора. Кто отвечает за неубранные отходы и куда обращаться горожанам, которые хотят сортировать мусор, разбирался "Клопс".