13:13

Тевтоны никогда не были врагами Московского княжества и выступали за мир с православными

  1. Интервью
На фото Анатолий Бахтин / Фото из личного архива.

Чёрный крест на белом плаще, железные шлемы, похожие на вёдра, и битва на Чудском озере — обязательный набор представлений о рыцаре
Тевтонского ордена. Какими они были на самом деле, эти монахи-воины, дети своего времени, создавшие на территории нынешней Калининградской области своё государство?

О быте, нравах и мифическом ореоле, окружающем этих суровых мужчин в белых плащах с нашитыми чёрными крестами, рассказывает Анатолий Бахтин, сотрудник Государственного архива Калининградской области, автор нескольких книг по истории Тевтонского ордена.

Фото: Спортивно - исторический клуб "Западная башня"

— Одно из полных названий монашеского ордена, который мы называем Тевтонским, или Немецким, — "Орден госпиталя пресвятой Девы Марии немецкого дома в Иерусалиме". Почему в Иерусалиме?

— Орден был основан в Палестине, когда Иерусалим был уже потерян и его вновь предстояло освободить от мусульман. Примечательно, что первые сто лет с момента своего основания орден не имел точного названия. Названия были самые разные и самые странные. Вначале это был действительно госпиталь в Иерусалиме, в котором лечили больных паломников, в основном немецкоязычных. Создать немецкий рыцарский орден предложили тамплиеры. Его решили основать на базе Акконского госпиталя, где к этому моменту уже работало несколько дворян, давших обет помогать паломникам.

Фото: Спортивно - исторический клуб "Западная башня"

— Дворяне? Работали?

— И выполняли самую чёрную работу. Даже горшки выносили. Они и стали первыми братьями — членами ордена. "Учредители" жаловали братьям нового ордена право носить белые плащи, такие же, как и у тамплиеров, плащи. Только у последних кресты на плащах были красные, а у братьев Немецкого ордена — чёрные. Также тамплиеры пожаловали своим немецким "коллегам" свои статуты — орденские уставы. Членом рыцарского монашеского ордена мог быть только дворянин. Изначально в орден вступали дворяне из областей, где говорили на немецком, к ним тогда относились и Нидерланды. 

На начальной стадии орденскими статутами было запрещено отказывать иностранным кандидатам. Принимали всех желающих. Исторически сложилось так, что в орден выступали в подавляющем большинстве немецкие рыцари. Вступивший в орден дворянин становился монахом.

Фото: Спортивно - исторический клуб "Западная башня"

Он принимал три главных обета: обет беспрекословного подчинения старшему орденскому брату, обет бедности и обет безбрачия, разумеется. У члена ордена не было вообще никакого личного имущества. Ему всё давал орден. Всё, что считал нужным дать орден, а не брат. Дворянин вступал в орден на всю жизнь. И жизнь эту трудно назвать комфортной. Достаточно сказать, что в сложной иерархической структуре ордена существовали комтуры и хаускомтуры, главной задачей которых было контролировать, не слишком ли мягкие у братьев постели, а спать разрешалось только на матрасах, набитых соломой, никакого пуха. Также контролировалось, не слишком ли обильна пища, которую подают братьям. Зимой всем орденским братьям категорически запрещалось носить плащи, подбитые каким-либо мехом, кроме овчины.

В перерывах между военными походами братья в обязательном порядке занимались воинскими упражнениями. И, конечно, каждый брат, даже занимающий самые высокие посты, должен был четыре раза в сутки участвовать в коллективных молебнах: утренних, обеденных, вечерних и ночных.

— Ночных?

— Да. Ночью звонили колокола, и братья собирались на общую молитву. Пожалуй, единственная "привилегия", пожалованная ордену специальной папской буллой, — это разрешение есть в постные дни мясо, но только в военных походах. Потому что без мяса мечом много не намашешься.

Орден нёс за своего брата полную ответственность, и если он нарушал строгие статуты, его не могли выгнать. Орден должен был сам наказывать и воспитывать проштрафившегося.

Фото: Спортивно - исторический клуб "Западная башня"

— А как наказывали? Например, самое страшное наказание за самый страшный проступок?

— Одно из самых страшных наказаний — лишение права носить белый плащ с чёрными крестами. Это был позор из позоров. Такого права могли лишить на месяц или на год. За особо тяжкие проступки орденского брата могли лишить этого права пожизненно. 

— А за что орденского брата могли подвергнуть такому жестокому наказанию — лишению права носить плащ?

— За длинный язык, например. За трусость и бегство с поля боя. Один из рыцарей был лишён плаща за убийство магистра ордена. Во время литовской кампании его не взяли в поход. Как говорят хроники, орденскому брату сказали, что для него нет лошади. Он расстроился, написал домой. Скоро ему прислали четырёх коней. Магистр поблагодарил и сказал: у ордена все лошади орденские. Каких тебе дадут, если дадут, на таких и будешь ездить. Брат вспылил и убил магистра...
Долго думали, что с ним делать. Даже вели переписку с самим Папой Римским. Папа приказал посадить убийцу пожизненно в тюрьму, где он и просидел до конца своих дней, потому что лишить его жизни орден не имел права.

При этом военно-монашеский орден с его жёсткой дисциплиной для Средневековья был весьма демократической организацией. Собственно орденом управлял не избираемый верховный магистр, а специальный совет — Генеральный капитул. Он собирался раз в год. 

Рыцарей было немного, несколько сотен. Практически все они знали друг друга в лицо. Каждый рыцарь Тевтонского ордена командовал небольшим отрядом человек в десять: оруженосцы, кнехты, присоединившиеся светские рыцари. 

Фото: Спортивно - исторический клуб "Западная башня"

В Пруссии была своя специфика. В войска ордена входили и присоединившиеся, и принявшие христианство прусские нобили (дворяне) со своими дружинами. Пруссы быстро ассимилировались в ордене. Первое поколение прусских нобилей времён прихода в эти земли тевтонов по традиции отправляло своих детей на обучение в Германию. Оттуда выросшие сыновья возвращались на родину уже европейцами. С европейским образованием, в том числе и военным, с представлениями о том, что правильно и неправильно. 

Вместе со светскими рыцарями Тевтонский орден мог выставить несколько тысяч бойцов. А это уже армия. Пруссы, кстати, охотно ходили вместе с орденом в походы. Для них это была прекрасная возможность увеличить благосостояние, ограбив взятые города. А если прусскому нобилю не везло и он в бою терял, например, коня, то орден ему эту потерю оплачивал. А если прусс погибал, его семья получала довольно значительные средства. 

— Кто финансировал орден? Как работала экономика ордена? Где они брали деньги?

— Военно-монашеские ордена внесли огромный вклад в развитие европейской экономики. Известный исследователь Средневековья Фойгт рассказывает, что орден тамплиеров, учредителей Немецкого ордена, в пик своего расцвета был самым богатым банкирским домом христианского мира. Именно тамплиеры придумали вексельную систему расчётов, основы которой используются до сих пор. 

Фото: Спортивно - исторический клуб "Западная башня"

У ордена были свои торговые представители в Европе, они приносили неплохой доход. Население колонизируемой Немецким орденом Пруссии платило самые низкие в Европе налоги. Крестьяне расплачивались с рыцарями продуктами и небольшими деньгами. В бухгалтерские книги старательно заносилось каждое куриное яйцо. 

Но самым главным орденским источником финансов считалось зерно. В XIV веке Немецкий орден стал самым крупным поставщиком зерна в Европе. Торговые дворы открылись в Англии, Нидерландах, русских княжествах. 

У каждого брата была своя должность. Один отвечал за работу замковой кузницы, другой — за мощную международную торговлю зерном, кто-то за сбор янтаря, а кто-то за рыболовство. Братья потребляли много рыбы, из-за постов ели её четыре дня в неделю. Были даже специальные офицеры, названия должностей которых можно перевести как "рыбный мастер". Они контролировали добычу рыбы. Если орденский брат хорошо проявлял себя на административной должности, его обязательно выдвигали на более высокую.

Фото: Спортивно - исторический клуб "Западная башня"

— При этом братья выполняли свою работу абсолютно бесплатно?

— Орденским братьям было категорически запрещено иметь деньги. У брата могли быть только те средства, которые ему дал орден, и исключительно для нужд ордена и под самый строгий отчёт. Если после смерти у брата находили несколько мелких монеток, то его хоронили не на кладбище, а в поле или в навозной куче. И даже не отпевали.

Рыцари не имели личных денег даже во времена максимального экономического расцвета ордена. При этом у рыцарей не было рабов, орден исправно оплачивал любую работу, сделанную для него. 

Единственная "должностная" привилегия, которая была у верховного магистра ордена, — двойная порция еды. Но при этом магистр своей второй порцией всегда делился с кем-нибудь из слуг или отдавал нищим. Все рыцари, какой бы высокий пост они ни занимали, питались за одним столом. Пища была очень простая, но калорийная. 

Проштрафившегося брата отправляли питаться за стол прислуги — например, за то, что он проспал ночную службу. 

— В истории Тевтонского ордена был эпизод, о нём писал в своих "Хрониках земли Прусской" монах Пётр из Дуйсбурга. Комтур (командир гарнизона) замка Кёнигсберг брат Бертольд решил проверить свою стойкость в борьбе с искушениями. Для этого специальная комиссия выбрала среди горожанок прекрасную девственницу, с которой брат Бертольд спал год в одной постели, как сказано в хрониках, "нагой с нагою". По прошествии года специальная комиссия осмотрела деву, и та "сумела предоставить неопровержимые доказательства своей девственности"...

— Я очень скептически отношусь к этой истории. Тем более что монах Пётр из Дуйсбурга писал об этом через много лет после события, якобы имевшего место быть. Но рыцари были детьми своего времени. Это была совсем другая психология, которую нам сегодня трудно понять. В тексте монаха Петра из Дуйсбурга об этом говорится как о крайне позитивном примере для остальных. Конечно, их жизнь была густо пропитана религиозной мистикой, средневековыми представлениями о том, что хорошо, а что нет. Например, орден никогда не заключал договоров в "несчастливые" дни и старался не вести в эти дни боевых действий.

О том, что такое средневековая европейская психология, очень красноречиво свидетельствуют описанные случаи поимки пруссами рыцаря или немецкого колониста. В порядке вещей было вспороть ему живот и, подгоняя дубиной, смотреть, как он бегает вокруг дерева, наматывая на ствол свои кишки. Это абсолютно нормальное явление для средневековой Европы.
У пруссов, воевавших против ордена, была такая традиция: если им попадался в плен рыцарь, то его сжигали в полном военном облачении вместе с конём. Это было очень жестокое время.

— Ужасно. Хорошо, что оно прошло...

— Ну да. По крайней мере, политики перестали выставлять отрубленные головы своих конкурентов на городских стенах. Уже неплохо... 

Пропаганда уже тогда играла огромную роль. Например, процедура интердикта. Это когда церковь предавала анафеме целую местность вместе с жителями. В этой местности прекращались все церковные службы. Удивительно, как это действовало на людей! Во время Тринадцатилетней войны папа наложил на выступившие против Немецкого ордена прусские города интердикт. Как переживал народ! Священники отказывались проводить богослужения. Церкви были закрыты. А тем, кто не ходит в церковь, — прямая дорога в ад. Для средневековых жителей Пруссии угроза попасть в ад из-за интердикта была более чем реальной. Это было эффективное идеологическое оружие: население начало поддерживать орден.

Фото: Спортивно - исторический клуб "Западная башня"

— Но орден проиграл выступившим против него прусским городам войну, вошедшую в историю под названием Тринадцатилетней...

— Да. И во многом благодаря пропаганде. "Прусский союз", выступивший против Немецкого ордена, в своей борьбе активно использовал пропаганду. Было много писем с обвинениями орденских братьев в самых невероятных преступлениях. Всё это очень напоминает современность. И слухи как оружие до сих пор эффективно работают. И только благодаря лучше поставленной пропаганде "Прусский союз" выиграл у ордена войну. 

Была такая тайная организация прусских дворян, выступивших против ордена, — "Союз ящериц". "Ящерицы" очень активно использовали слухи, за которыми пряталась истинная причина этой войны — экономическая. Прусские города и торговцы платили ордену самые низкие налоги. Но после проигранной им Грюнвальдской битвы налоги стали повышать, а городская аристократия платить не хотела. На слухи ордену ответить было нечем. Он всё время оправдывался: нет, мы не думали резать 400 христиан, а остальных взять в рабство. Нет, мы оставляем всем городам их привилегии. А в войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду. Как и сейчас.

— Немецкий орден всегда был врагом Московского княжества?

— Немецкий орден никогда не был врагом Московского княжества. Более того, Немецкий орден всегда выступал за мир с православными христианами. Войны в Ливонии и сражения на льду Чудского озера могло бы и не быть, если бы русские время от времени не совершали грабительских набегов на земли дерптского епископа с целью ограбить их. 

В Средние века обратные нападения — ответ на нападение соседей — были чем-то вроде правил хорошего тона. Если лидер не отвечал на нападение соседей, его просто не понимали свои. 

Поводом для средневековой войны могло быть всё что угодно. Один голландский рыцарь решил совершить паломничество в Палестину и ехать через земли московитов. Предварительно заручился гарантиями у русских князей, что ему не будут чинить препятствий. На русских землях рыцаря ограбили. Скорей всего, князья к этому не имели никакого отношения. Но за нарушение данных голландскому дворянину гарантий московитов решили покарать. Началась война. Прекратилась торговля. Русские арестовали купцов из Ливонии — в Ливонии арестовывают русских купцов. Одна сторона совершает набег на земли другой. Другая совершает обратный набег, за который противник тоже начинает мстить. 

В Прибалтике в такие обмены часто вмешивался торговый Ганзейский союз, который нёс большие убытки даже из-за небольших пограничных столкновений. Часто обе враждующие стороны, которым всё это надоело, были бы и рады прекратить столкновения, но по стандартам того времени из своих принципиальных соображений приграничную драчку прекратить не могли. Тогда приглашали третью сторону — например, шведского короля. Он и мирил враждующих.

— Почему орденское государство в Пруссии прекратило своё существование?

— Причин очень много. Орден проиграл Тринадцатилетнюю войну, было тяжёлое экономическое положение... А в 1525 году, когда в Европе распространился протестантизм, последний великий магистр ордена Альбрехт Бранденбургский принял решение распустить орден. Думаю, что идеи Лютера послужили только поводом. Причина была, конечно же, экономическая. Католическая церковь, крупнейший землевладелец Пруссии, в результате Реформации лишилась всего своего имущества. Теперь протестантский священник полностью содержался общиной населённого пункта. Изменения колоссальные. В том числе и в судьбах людей. Например, бывшие орденские братья, выйдя из ордена, смогли жениться. Что многие и сделали.

— Спасибо за беседу...

— К сожалению, она получилась очень рваной и поверхностной. История Тевтонского ордена гораздо более сложна, драматична и интересна, чем может показаться читателям "Клопс".