17:52

1. Инструкции
«А из Польши мы пришли пешком»: семья калининградцев рассказала, как попасть в Европу во время пандемии - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

Герои рассказа — Марина, Александр и их дочь Анна — за 30 дней побывали в трёх странах, не считая России. Менее суток провели в Греции, в Испании столкнулись с ковидом, а из Польши пешком вернулись домой. У каждого из них свой взгляд на путешествие. Впечатлениями герои истории поделились с «Клопс».

Анна

У моего парня нет шенгенской визы (надеюсь, что пока нет). Да и денег у нас двоих, если честно, негусто. Нам по 25, оба работаем, но пока не настолько успешно, чтобы по «европам» разъезжать.

А тут родители зовут: поехали с нами в Испанию. Как раз и мой день рождения — 25-летие — вместе отметим. Мой молодой человек не возражал. Тем более и с нашим «ребёнком» (собакой) кто-то сидеть должен. И он отпустил меня на неделю. Договорились встретиться в Москве и там все романтично отпраздновать. Туда, в Аликанте, моя подруга по учебе могла прилететь. Вот бы славно мы там провели время!

Собиралась на неделю, а вышло — на три...

Марина

Мы хотели в Испанию. Там у нас живут друзья, там есть моё местечко силы. У мужа и дочки кончились немецкие визы, поэтому мы сделали греческие — через турагентство. В Калининграде сдали ПЦР-тесты (как положено, чтобы по срокам не больше 48 часов) и вылетели в Москву, оттуда — в Грецию, в Афины. Это абсолютно легальный путь в Европу, так как там принимают нашу вакцину «Спутник V». Точно так же можно лететь и через Венгрию.

Очередь к пограничникам. Специальные парни под два метра ростом делят людской поток на тех, кому прямо здесь предстоит сдать анализ, и тех, у кого есть справка о вакцинации. Вправо-влево. Вправо-влево.

Нас офицер попросил показать бумаги о прививке и тест.  И хотя у дочери прививки не было, а только отрицательный ПЦР, отправил всех троих без теста сразу к пограничникам. Проштамповались, получили багаж, и вуаля — мы в Европе!

Тут же, в аэропорту, прошли антиген-тесты. Уже платные. Специальная медицинская организация: сначала регистрируют, в соседнем помещении берут мазок из носа. Через 15 минут результаты были на электронной почте. Лентами всё разгорожено под большие очереди, но нам, видимо, повезло: были максимум третьими-четвёртыми.

До вылета в Барселону оставалось меньше  суток. Погуляли по Акрополю, сходили в греческий ресторан (гиросы там, всё такое). Везде нас спокойно пропускали. Единственное требование — в помещениях надеть маску. И его выполняют все.

Александр

В самолёте до Барселоны отношение пассажиров к требованию соблюдать масочный режим было совершенно иным, чем у нас, в России. Увы. На «Уральских авиалиниях» из Калининграда в Москву не меньше половины народу приспустило маски, как мужские трусы из известной шутки времён начала ковида. А в автобусе процентов 70-80 моих сограждан и вовсе их сняли: ну а чё, блин?!

В Европе увидел иное. Все!!! Все в масках. Бортпроводникам никого просить не приходилось. На соседнем ряду мужик задремал, и маска с носа у него сползла. Ну или сам стянул в полудрёме. Так бортпроводник его разбудил. И тот, почти не проснувшись, маску, как положено, на себя натянул. Мы, русские, жуткие разгильдяи. Безответственно относимся и к себе, и к окружающим.

Марина

У нас с Европой не совпадают волны пандемии. В Испании сейчас наблюдается спад, поэтому у них всё открыто: уличные рынки, супермаркеты, торговые центры, рестораны. А у людей выработана культура — в помещении все в масках, осознанно.

Русских туристов там много. Особых правил для нас при посещении общественных мест нет.  Qr-кодов, «зелёных паспортов» — ничего такого не требуют. По крайней мере, мы такого не встречали.

В конце сентября, за пять дней до дня рождения, Аня почувствовала недомогание, поднялась температура. На третий день болезни сдали тест. Он был отрицательным. В медицинском центре сказали, что это не ковид, а, возможно, другой вирус. Грипп, например.

Три отрицательных теста на ковид за неделю! Мы особо не заморачивались дистанцией друг от друга. Буквально пили из одной бутылки (воду в машине, если кто интересуется). А ещё на день рождения дочери ждали её подругу из Ниццы.

4 октября, в день рождения, температура у Ани подскочила с 37 до 38,5, появился сухой кашель, пропало обоняние.

Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

Позвонили в российскую страховую компанию: делаешь визу — делаешь страховку, каждый калининградец об этом знает. На машине едем в тамошнюю «многопрофильную», куда страховая направила.

Приёмный покой называется Emergency Hall. С осмотра Анна вышла с двумя новостями, по классике — хорошей и плохой. Хорошая — рентген показал, что лёгкие чистые. Плохая — ковид подтверждён.

Назначили антибиотики и парацетамол. Десять дней сидеть дома.  Подруга из Ниццы всё же прилетела за 12 часов до диагноза. Ковида не испугалась, потому что сама переболела недавно. Праздник отмечали с именинницей в одеяле за столом. Температура 38.

На восьмой день Анна перестала вызывать жалость и начала выздоравливать. Через две недели от момента заболевания показали её врачу. Все трое сдали тесты. Результат — negative.

Александр

Добираться до Калининграда на лоукостере через Варшаву в разы дешевле, чем «Аэрофлотом» через Москву. Самое главное: каждая европейская страна при пересечении своей границы требует заполнения специальной онлайн-анкеты. Мы за время путешествия заполнили три: греческую, испанскую и польскую. Приложение к анкете  — свежий тест на отсутствие ковида. В этом главный лайфхак. Им-то и делимся, публикуя этот материал.

Варшавский аэропорт. На автобусах всех везут куда-то в дальний край здания. Долго идём через сложные переходы, как в какой-то компьютерной игре. Цепью стоят какие-то специальные польские полицейские. Человек шесть-восемь. Конечно же, в масках. У нас паспорта и справки с QR-кодом наперевес.

Секунда — и «Witam, proszę!» Прилетели поздно. Ночуем в Варшаве в Ibis Budget. Семь минут ходьбы до Варшавы-Заходней.

Утром на поезде — в Мальборк. Российские сайты сообщили, что сегодня границу можно пересекать только в двух местах: Мамоново-Гжехотки и Багратионовск-Безледы. Дальше — такси до Гжехоток. В таксисткой очереди — шесть машин. Пассажиров не предвидится. Договориться о суперскидке несложно.

Подъезжаем к границе. А дальше-то что делать? На первом шлагбауме таксист нерешительно спрашивает у «стража граничного»: «Вот тут клиенты до РОссии?» Тот рукой показывает «Ехай туда!» Вылезаем и идём с сумками и торбами к той самой линии «стоп», которую, как все калининрадцы знают, без неуловимого знака польского пограничника пересекать нельзя.

А дальше-то чего делать? Пара легковушек на немецких номерах. Кричу классически вопросительное: «Прошу, пани!» Она рукой даёт знак на обгон. Штампует нас первыми. И родина становится ещё ближе. Топаем к своим. Думаю, калининградские автомобилисты помнят — там неблизко.

Первый шлагбаум — паспорта. Санэпидслужба, милая женщина в бордовой форме. Я шучу: «С температурой я бы столько не утащил!» Улыбается. Говорю, что QR-коды на госуслугах у нас тоже сделаны и распечатаны.

«Добро пожаловать!»

Марина

Советую всем желающим путешествовать заранее привиться. Мы с Александром прививались в конце февраля «Спутником V». И не заболели. А дочь была непривитая. И отпуск, получается, потратила на выработку антител.