15:10

Физлица теперь смогут забрать жильё за долги: десять вопросов о том, как это может произойти

  1. Объяснения
0:00
/
4:52
Физлица теперь смогут забрать жильё за долги: десять вопросов о том, как это может произойти - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

В России действует иммунитет на жильё, это означает, что если человек обанкротится, то приставы не смогут продать его квартиру за долги, если она у него одна. Теперь Конституционный суд в определённых случаях разрешил изымать у должников единственную недвижимость.

Что это значит и чего ждать, если должен другу, а не банку, на вопросы «Клопс» ответили калининградские адвокаты.

1. Заберут жильё, если должен другу?

Да. Неважно, это долг физическому лицу или юридическому, различия лишь в процедуре. Главное, чтобы было вынесено судебное решение. 

2. Как друг докажет, что я должен?

Письменные и ещё раз письменные доказательства. Причём предоставлять их нужно исключительно в суде.

3. Каким должен быть размер долга, чтобы забрали единственное жильё? 

Сумма долга должна быть такой, чтобы после его погашения у государства была возможность на оставшиеся деньги предоставить должнику жилплощадь, отвечающую нормам проживания, как ему самому, так и членам семьи, говорит адвокат Антон Самоха. 

Член Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Александр Щупачкин поясняет: 

В любом случае суды будут учитывать размер долга и соотношение рыночной стоимости жилья.

Принцип соразмерности действовал всегда, поэтому за долг в 500 рублей жильё не заберут, уверяет адвокат Александр Курков.

4. Если стоимость жилья превышает сумму долга, придётся отдать всё?

Из вырученной суммы от продажи жилья гасится долг и расходы на процедуру реализации. Остаток вернут должнику, говорит Курков.

«Стоимость жилья должна превышать размер долга. Иначе нарушится гарантированное право собственника на выбор места жительства», — отмечает Самоха. 

5. А если долг соразмерен стоимости квартиры?

Получается, её не смогут реализовать. Иначе должник останется без минимального уровня обеспечения жильём, поясняет адвокат.

6. Кто должен обеспечивать жильём должника? 

Пока неясно. Конституционный суд рекомендовал прописать властям этот механизм. 

«По логике это должны делать приставы», — предполагает Антон Самоха. 

7. Если должен другу, а моё жильё в ипотеке, приставы смогут его реализовать? 

Да, но друг обязан инициировать процедуру банкротства должника. После продажи должнику полагается заплатить остаток по ипотеке своему банку и вернуть сумму долга кредитору, говорит Александр Щупачкин.

8. Какой порядок продажи жилья? Например, сколько есть времени на переезд?

Пока механизм ещё также не проработан, но учитывая подобные практики, квартира продаётся, несмотря на прописанных в ней людей. Затем новый собственник обращается в суд с требованием о снятии их с регистрации. После этого приставы выселяют должника. Последний, к слову, может попросить отсрочки выселения в судебном порядке, объясняет Александр Курков. 

Александр Щупачкин, также отмечает, что процедура довольно длительная, потому что включает в себя много этапов:

  1. Кредиторы обращаются в суд с требованием о включении их в реестр требований кредиторов.
  2. Составляется опись имущества, принадлежащего должнику.
  3. Исключение собственности из конкурсной массы, если возможно исключить часть имущества.
  4. Оценка имущества.
  5. Проведение торгов.
  6. Удовлетворение требований кредиторов — погашение задолженности.

«Процедура может длиться несколько лет, что наверняка будет иметь в виду и покупатель такого жилья», — сказал Александр Курков.

9. Если жильё не смогут продать?

Если квартиру или дом не смогут продать, то взыскатель — кредитор, физлицо — получит это имущество, поясняет Антон Самоха. 

10. Зачем вообще нужна такая норма? 

Суть решения Конституционного суда в соблюдении баланса интересов должника и кредитора. То есть, попытка исключить злоупотребления правом на иммунитет единственного жилья. 

«Действительно, известны нелогичные ситуации, где должник много лет проживает в единственном жилье — реально элитном крупногабаритном частном доме, и сделать ничего невозможно», — отмечает Александр Курков.

Он привёл в пример известное уральское дело, где кредиторы должника, зарегистрированного в элитном доме, купили ему за свой счёт небольшую квартиру. И элитные «квадраты» перестали быть единственным жильём и их выставили на продажу.  

Конституционный суд РФ не лишает людей иммунитета на единственное жильё, он лишь делает гибче процесс возврата долгов (банкротства — ред.) в судебной практике, отмечает Курков.  

«Один из главных принципов банкротства — добросовестность. Граждане, которые попадают в трудную жизненную ситуацию, могут законно освободиться от долговых обязательств. Но злоупотребление своим правом в этом аспекте возможно и теперь для должника могут быть негативные последствия», — отметил юрист Александр Щупачкин.