Правильная игрушка для ребёнка не должна быть пластиковой и многофункциональной. Педагог раннего развития, baby-тьютор Настя Тимченко поделилась советами по выбору игрушки в эфире программы "Дела семейные" на радио "Комсомольская правда — Калининград".
Какой должна быть игрушка?
— Я настаиваю, чтобы у ребёнка были игрушки из натуральных материалов: дерево, ткани. Если ткань, то мы говорим о коллекции лоскутков, которые вы трогаете или разглядываете. Это ни в коем случае не мягкие игрушки. Пластиковые игрушки скудны по сенсорной отдаче. Если мы берём деревянную, то чувствуем, какая она на ощупь — твёрдая, гладкая или шершавая... Кроме того, пластик накапливается в организме детей. Есть соответствующие исследования. Поэтому если можем дать альтернативу пластику, то почему бы этого не сделать? В защиту пластика скажу, что иногда он необходим. Например, на приёме у врача пластиковые игрушки, чтобы отвлечь ребёнка, идеальны. Их проще обработать.
— Когда малыш развивается, у него есть потребность в миропознании — это уже игра. Мы усаживаем ребёнка за стол, кладём перед ним варёные овощи, когда он начинает их трогать руками, пробовать, пытаться смешать — это уже игра. Нам не нужно дополнительно показывать ему экран телефона или смартфона, чтобы увлечь. Задача: создать среду и дистанцироваться.
Какой не должна быть игрушка?
— Бизиборд отнесём в топ самых вредных игрушек. В качественном исполнении не встречала никогда. Речь идёт даже не про материалы. Это игрушка с кучей деталей, в том числе опасная розетка, какие-то кнопки. Когда ребёнок начинает пихать в розетку на бизиборде шнуры и пальцы, его поощряют, а потом малыш делает то же самое с настоящей розеткой — к нему бежит мама с криками: что ты делаешь? Кроме того, когда он нажимает на кнопку и за этим ничего не следует — это плохо, ребёнок обманывается.
— Если младенец ещё не разговаривает, то нельзя использовать музыкальные "говорящие" игрушки. Если есть какие-то звуки или речь, и она не связана с человеком, который её произносит, малышу очень сложно это понять. Я вообще не стала бы давать ребёнку игрушки, в которые вставляются батарейки, потому что чаще всего они многофункциональны. Стоит также помнить, что чаще всего развивающей именуется та игрушка, которая таковой не является. На действительно развивающих такой лейбл не стоит. Если мы даём ребёнку набор кастрюль, то это самая развивающая среда.