16:57

Шапочка из Болоньи не подошла: почему Россия вышла из европейской системы образования и что будет дальше

  1. Подборки
Шапочка из Болоньи не подошла: почему Россия вышла из европейской системы образования и что будет дальше - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

В конце мая РФ решила отказаться от Болонской системы образования — заменить её предлагается моделью «собственной и уникальной». Как почти за 20 лет изменились российские вузы и что ждёт «вышку» в обозримом будущем, разбирался «Клопс».

Болонский процесс — серия документов, которая объединила стандарты обучения в 49 государствах. Его придумали, чтобы повысить качество высшего образования, а также мобильность студентов и преподавателей. Предполагалось, что выпускникам с «корочками» такого образца будет проще устроиться на работу, в том числе за рубежом. К этой системе Россия присоединилась в 2003 году. 

О чём договорились в Болонье?

Болонский процесс повлиял на систему образования. 19 июня 1999-го в университете Болоньи 29 европейских стран подписали декларацию, где описывались два ключевых соглашения: 

  1. разделение высшего образования на три ступени — бакалавриат, магистратуру и докторнатуру, 
  2. взаимное признание квалификаций и периодов обучения за границей.

Предполагалось, что за десять лет в Европе появится единое пространство высшего образования. Оно сотрёт разницу между университетами, например, Франции и Турции. Вузам Германии, Испании, Финляндии требовалась серьёзная реформа — раньше на получение первого диплома там уходило более четырёх лет. 

А что же Россия?

Присоединившись к Болонскому процессу, страна взяла обязательство привести структуру высшего образования в соответствие с новыми стандартами к 2010-му. 

В тот момент в вузах ещё частично действовал советский порядок: обучение длилось 5-6 лет. В 2009 году Россия официально перешла на многоуровневую систему. Кстати, тогда же ЕГЭ стало обязательным для всех россиян.

Бакалавриат, магистратура, специалитет: в чём разница?

Первые два наименования пришли из западной практики. Российской абитуриент сначала поступает на бакалавриат — первичную четырёхлетнюю образовательную программу, после — по желанию — осваивает два года магистратуры.

Специалитетом в РФ прозвали привычную для советских времён пятилетку, хотя в официальных документах того времени подобное наименование не встречалось. Как и на Западе.

Смогла ли Россия соблюсти все требования?

Не совсем. Медикам, например, требуется более глубокое погружение и изучение большего ряда дисциплин. Страны-участницы Болонского процесса подобные дипломы засчитывают лишь за бакалавриат.

Российский бакалавриат выстраивали с опорой на первые четыре года программ бывшего специалитета. За это время студенты погружались лишь в теорию — на практику отводились 5-й и 6-й курсы.По этой причине нынешний вариант отечественного бакалавриата и в России неофициально зовётся «неполным высшим образованием» — за второй частью обязательного минимума выпускникам рекомендует идти в магистратуру.

Сейчас старая и новая системы существуют в России параллельно. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Эксперты считают, что создать общее образовательное пространство с Европой так и не получилось.

С 2024-го вступит в силу новый перечень направлений высшего образования. Приоритет отдадут специалитету и образовательным программам длинного цикла: прежде для бакалавров было 186 вариантов — их число сократится до 154.

Шапочка из Болоньи не подошла: почему Россия вышла из европейской системы образования и что будет дальше - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

Чем ещё российское образование отличается сегодня?

  1. Имеете диплом биолога, но резко разглядели в себе задатки грумера? Не проблема: в РФ допускается поступить на магистратуру совершенно отличного от бакалавриата направления. Можно даже продолжить образование за рубежом.
  2. После бакалавриата и магистратуры на Западе можно получить докторскую степень. В России путь к ней тернист: пройдите те же программы, а ещё и аспирантуру — в общей сложности девять лет.
  3. Двухуровневую систему для медиков, военных, таможенников и ряда других специальностей так и не предусмотрели. На Западе им приходится переучиваться в местных вузах.
  4. После специалитета можно пойти в магистратуру, но только на платное место — образование будет считаться вторым высшим. Парни, кстати, отсрочку от армии в таком случае не получают,
  5. Она предусмотрена только для бакалавров и магистров. Учиться придётся на очном отделении,
  6. Болонская 100-балльная система оценок принята во многих вузах страны, но фактически не используется — преподаватели продолжают ставить традиционные отметки, зачёты и «неуды».

А в советские годы было лучше?

Судить не берёмся. До 1930-х традиционные лекции и семинары заменяли лабораторно-бригадным методом обучения.

Вместо индивидуальной сдачи контрольных и экзаменов студенты защищали групповые проекты по 4-5 человек. Отбившись от всех вопросов преподавателя, команда получала отметку или зачёт.

В число обязательных дисциплин входили предметы, напрямую связанные с идеологией СССР. Например, марксистско-ленинская теория. За степенями и званиями выпускники шли на аспирантуру. Помимо заветной «корочки» они также получали нагрудный знак.

До войны обучение было платным — в 1940-м году 300-350 рублей в год, что соответствовало средней номинальной зарплате советских граждан, писала «Газета.ру». В 1956-м за «вышку» в Союзе деньги брать перестали. Правительство рассчитывало, что такое решение расширит «фактические гарантии права на образование».

Шапочка из Болоньи не подошла: почему Россия вышла из европейской системы образования и что будет дальше - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

Что думают эксперты о выходе России из Болонского соглашения?

Глава российской ассоциации юристов Сергей Степашин считает, что из-за двухступенчатой организации вузов мы утратили важнейшие достоинства системы классического отечественного образования. 

«Автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах так и не произошло», — заявил он (цитата по РИА Новости). Эксперт уверен, что в РФ следует упразднить программы бакалавриата и магистратуры, заменив их специалитетом.

Позицию разделяет вице-спикер Госдумы Пётр Толстой: из-за необходимости сдавать выпускные экзамены в старших классах школьники уходят в колледжи, а родители поступивших на «вышку» жалуются на поверхностные знания детей. 

«Сегодняшняя система образования не отвечает потребностям времени — многие специалисты и коллеги говорят о необходимости выхода из Болонской системы и возврата к традиционной русской системе образования», — цитирует Толстого ТАСС.

В Рособрнадзоре заявили, что учащихся стоит предупреждать о грядущих трансформациях хотя бы за два года — столько и займёт процесс выхода из Болонского процесса. Замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев добавил: «ломать через колено» нынешнюю систему никто не будет.  Россия сохранит «позитивный опыт» двухступенчатой системы и «спланирует переходный период к той структуре, которая будет нами [всеми] поддержана». Возврат к советской модели не обсуждается, передавали слова Афанасьева «Ведомости».

А как считают в Калининграде?

По словам замдиректора Западного филиала РАНХиГС Ирины Куксы, помимо разделения на бакалавриат и магистратуру в России Болонская система никак не воплотилась — её «принципы и механизмы шире и масштабнее».

«Основной целью было создание единого европейского образовательного пространства. Ей служила единая система трудоёмкости — так называемых кредитов — и сопоставимая система периодов обучения. При этом студентам предоставлялась широкая возможность выбора изучаемых предметов, фактически у каждого таким образом был собственный учебный план», — отметила Ирина Кукса.

По её словам, в России лишь некоторые ведущие вузы смогли «не имитационно, а реально обеспечить выборность дисциплин». В основном российские студенты учатся по единому плану, выбирая по паре предложенных модулей за весь период обучения.

«Строго говоря, отменить то, что так и не внедрилось полноценно, сложно. Обсуждения сейчас ведутся как раз вокруг системы «бакалавриат — магистратура.» Сначала мы растянули пятилетний специалитет на четырёхгодичный бакалавриат и двухгодичную магистратуру, сейчас снова сконцентрируем в пять лет.

Опять перепишем тонны учебно-методической документации — не впервой. Ни ухудшения, ни улучшения качества образования эта очередная переделка не вызовет.

Что думают читатели «Клопс»?

1 июня в Telegram-канале «Клопс» был проведён опрос на тему, поддерживают ли подписчики выход России из Болонского процесса. Участие приняли 1 200 человек. 65% из них за инициативу, 14% оказались против, остальные затруднились ответить. 

Куда поступать и что делать дальше? 7 калининградцев рассказали, помог ли им в жизни диплом о высшем образовании.