16:42
Автор:

Глава Кёнигсберга, которому калининградцы обязаны многим: 8 заслуг последнего обер-бургомистра

Обер-бургомистр Кёнигсберг Ганс Ломайер  | Фотография 1965 года
Обер-бургомистр Кёнигсберг Ганс Ломайер Фотография 1965 года

23 июня 2021 года исполняется 140 лет со дня рождения знаменитого обер-бургомистра Кёнигсберга Ганса Ломайера. Благодаря ему город стремительно и устойчиво развивался в 20-е годы XX века. Вспоминаем, чем мы обязаны одному из самых выдающихся руководителей.   

Ганс Ломайер родился в 1881 году в Торне — сейчас это польская Торунь.  После гимназии изучал юриспруденцию и общественно-политические науки в нескольких университетах, а по окончании стажировался в муниципалитетах Бризена и Торна, а также в Берлинском апелляционном суде. Некоторое время был адвокатом, а в 1914-м перешёл на работу в коммунальное управление Берлина. 28 июля 1919 года городской совет Кёнигсберга избрал Ганса Ломайера обер-бургомистром.

Ганс Ломайер  | Картина Арверда Зайтца
Ганс Ломайер Картина Арверда Зайтца
  1. 1. Спасение Королевских ворот

4 августа он  приступил к исполнению обязанностей. В своих воспоминаниях Ломайер так описал начало работы:  «Когда на следующий день после моего вступления в должность я совершал объезд города, я увидел, что возле Королевских ворот стояли рабочие, оснащённые лопатами и ломами. На мой вопрос я получил ответ, что им поручено снести Королевские ворота  Я сказал им, что я являюсь новым обер-бургомистром и что снос ворот нежелателен, и что они вскоре получат новые указания. Вернувшись в ратушу, я установил, что территория военных укреплений Кёнигсберга в 1913 году была куплена городом за 30 миллионов марок и должна была подвергнуться нивелированию и застройке густонаселёнными домами. Уплата должна была быть произведена в 30 траншей — первый транш уже был переведён — на время войны по договорённости уплата была отсрочена. 

Я считал такое решение проблемы старых городских укреплений неверным и хотел скорее расширить территорию города, зажатую узким кольцом валов, за счёт преобразования их в зелёные зоны и связывания с зонами Замкового и Верхнего прудов и тем самым создать новый образ города. 

Но по изучении дел в городском совете депутатов мне, однако, показалось неуместным выступить с этим проектом немедленно, и я лишь добился одобрения выделения средств на самые неотложные противоаварийные работы на части оборонительных сооружений. Впоследствии эту заявку я подавал снова и снова, включая в неё всё новые территории укреплений». 

Снос бастиона Купфертайх возле Королевских ворот | Фотография 1919 года
Снос бастиона Купфертайх возле Королевских ворот Фотография 1919 года

Выплаты в пользу военного министерства продолжились после войны, но из-за огромной  инфляции обесценились и превратились в символические. 

  1. 2. Превращение Кёнигсберга в город-сад 

Но по-настоящему зелёным городом Кёнигсберг стал только после Первой мировой войны. В 1920 году Ломайер пригласил советника по садовому  строительству Эрнста Шнайдера. Он стал директором городских парков и превратил Кёнигсберг в один из самых зелёных, красивых и здоровых  городов Европы. 

На месте устаревшего оборонительного пояса появились великолепные зоны отдыха с прогулочными дорожками и каналами.

На крепостных валах посадили ценные породы деревьев, устроили скверы со скамейками. Вокруг Замкового (Нижнего) пруда построили променад, у  Верхнего и в пригородах обустроили зелёные зоны, открылись новые спортплощадки и бассейны. К 1930 году из средневекового мрачноватого города Кёнигсберг превратился в город-сад. 

Парковая зона между Королевскими и Росгартенскими воротами (зелёный пояс Кёнигсберга), созданная Эрнстом Шнайдером на месте городских вальных укреплений | Фотография на открытке 1930 года
Парковая зона между Королевскими и Росгартенскими воротами (зелёный пояс Кёнигсберга), созданная Эрнстом Шнайдером на месте городских вальных укреплений Фотография на открытке 1930 года
  1. 3. Первый в Германии гражданский аэродром

В 1919 году старый военный плац для учебных манёвров в Девау стал первым в Германии гражданским аэродромом. В 1922 году архитектор Ганс Хопп  построил здесь здание Кёнигсбергского аэровокзала. Благодаря этому аэропорту в двух шагах от города Кёнигсберг стал узловым портом на пути в Берлин, Стокгольм, Ригу, Ленинград и Москву

Здание Кёнигсбергского аэровокзала в Девау, построенное архитектором Гансом Хоппом в 1922 году
Здание Кёнигсбергского аэровокзала в Девау, построенное архитектором Гансом Хоппом в 1922 году
  1. 4. Город стал зарабатывать и избавился от долгов

Строительство на месте бывших укреплений стало возможным только потому, что миллионы в военную казну обер-бургомистр выплачивал буквально из своего кошелька. Ломайер превратил город в подобие крупного бизнесмена, поставив рядом госучреждения  и муниципальные предприятия, приносившие прибыль. Эта «кёнигсбергская система» стала эталоном для других городов. 

В городе работали товарищества с ограниченной ответственностью 

  1. «Кёнигсбергские муниципальные предприятия и трамвайное депо», 
  1. «Городское очистное и транспортное общество», 
  2. «Скотный двор и бойня» (мясокомбинат).

Вначале Кёнигсберг пытался справиться с хозяйственными неурядицами с помощью кредитов, дотаций государства и Прусской провинции, а также выпуском собственных временных банкнот. Когда эти методы не дали результата, обер-бургомистр и муниципальный казначей, несмотря на сопротивление  частных банков, основали в 1921 году Городской банк. Благодаря ему удалось победить инфляцию и оздоровить экономику. Кёнигсберг освободился от долгов и приобрёл значительное количество земли и материальных ценностей, расширил морской порт и аэропорт, построил торговый центр и дороги, моторизовал пожарную охрану. 

Инфляционные деньги (нотгельды) Городского банка Кёнигсберга. Банкнота 1924 года.
Инфляционные деньги (нотгельды) Городского банка Кёнигсберга. Банкнота 1924 года.
  1. 5. Основание Восточной немецкой ярмарки

Вторым по величине предприятием города была Восточная немецкая ярмарка. Эту идею пришлось отстаивать: коммерсанты сомневались в целесообразности новой торговой площадки. Гансу Ломайеру удалось убедить правительства Германии и провинции, насколько важен Кёнигсберг для торговли с Россией и приграничными государствами, и получить помощь. 

Крупная ярмарка удачно расположилась на месте старых укреплений недалеко от Северного вокзала, и из года в год её территория расширялась. 

Основанное дирекцией ярмарки Восточноевропейское издательство специально занималось налаживанием и укреплением экономических связей с Советским Союзом. СССР, скандинавские и среднеевропейские государства были регулярно представлены в Кёнигсберге. Были и специализированные ярмарки по продаже древесины, сельскохозяйственных машин, породистого скота. Техническая ярмарка в 1925 году получила собственное большое здание, которое называлось «Домом техники». 

  1. 6. Модернизация порта 

После потери Германией  Данцига (Гданьска) и Мемеля (Клайпеды) кёнигсбергский порт приобрёл особое значение. Его давно планировали расширять, и этот замысел воплотился при Ломайере: построили три портовых бассейна, морской канал углубили до восьми метров, сделав реку Прегель судоходной до Инстербурга (Черняховска). 

Возвели склады — в ту пору крупнейшие в Европе, заправочные станции, грузовой двор с подъездными железнодорожными путями и ветками, установили в порту 30 механических кранов. Зимой три ледокола постоянно держали фарватер открытым. 

Обер-бургомистр торжественно открыл порт 13 июня 1924 года. Имевшая 100 тысяч «квадратов» навесных и складских помещений, гавань считалась самой современной на Балтийском море. 

  1. 7. Развитие железных дорог 

Частная железная дорога в направлении Кранца (Зеленоградска) противилась строительству вокзала, общего для всех путей на курорты. Только после того как город скупил большинство акций Кранцской железной дороги, а Немецкая имперская железная дорога выкупила у военных участок, началось строительство. 

К 1930 году появился Северный вокзал для Кранцской, Лабиауской и Самландской железных дорог и Главный вокзал (Южный) с большой площадью. Отсюда отправлялись поезда в Лабиау (Полесск) и Пиллау (Балтийск).

Фото 1930 года
  1. 8. Корабли, названные в честь города 

26 марта 1927 года Ганс Ломайер освятил крейсер «Кёнигсберг» — третий по счёту корабль с названием города на борту. Крейсер построили на военной верфи в Вильгельмсхафене (Нижняя Саксония). 

Крейсер «Кёнигсберг» возле маяка в гавани Пиллау | Фотография на открытке 1930 года
Крейсер «Кёнигсберг» возле маяка в гавани Пиллау Фотография на открытке 1930 года

Гансу Ломайеру предлагали стать обер-бургомистром Франкфурта-на-Майне, Лейпцига, обер-президентом Восточной Пруссии, первым заместителем министерства внутренних дел, имперским министром финансов. 

На всё он отвечал отказом, так как не хотел покидать Кёнигсберг.

Университет Альбертина и Высшая торговая школа присвоили Ломайеру звание почётного доктора. 11 лет он был членом Временного Национального экономического совета, заместителем представителя Восточной Пруссии в Рейхсрате — парламенте Германии. В 1931 обер-бургомистр женился на актрисе Герде Мюллер. 

29 марта 1933 года, после прихода к власти национал-социалистов, Ганса Ломайера отстранили от дел и отправили в отставку с поста главы Кёнигсберга. Он переехал в Западный Берлин. После вышедшей в 1939-м работы «Политика Второй империи с 1870 по 1918 годы» нацисты запретили публиковать труды Ломайера. Он контактировал с людьми из «Антифашистского заговора», которые 20 июля 1944 года предприняли покушение на Гитлера. Ломайера допрашивали в гестапо, но не арестовали.

После войны в числе прочего он занимался литературной деятельностью и был награждён федеральным орденом «Большой крест за заслуги». Ганс Ломайер умер 28 февраля 1968 года в  Берлине и был похоронен на кладбище, расположенном на Хеерштрассе.

3 031
+229
Смотреть
график