13:27

«Мы попали в большую беду»: калининградские фуры вновь стали разворачивать на границе с Литвой

  1. Статьи
«Мы попали в большую беду»: калининградские фуры вновь стали разворачивать на границе с Литвой - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Калининградские грузоперевозчики не могут выехать за пределы региона через Литву из-за очередных ограничений со стороны соседей. С какой проблемой столкнулись транспортные предприятия на этот раз, разбирался «Клопс».

Что случилось?

С 26 ноября таможня Литвы выпускает в направлении «большой» России грузы только тех компаний, кто является собственником машины и имеет лицензию на осуществление международных перевозок. По оценкам транспортников, «за шлагбаумом» оказались от 30 до 50% водителей. Это те, кто работает на одном предприятии, а везёт товары другого (собственник машины и владелец лицензии на международные перевозки должны совпадать). 

Что творится на границе

Проблемы начались 26 ноября: дальнобойщиков стали разворачивать на литовской стороне.  

«Еду назад. Дали бумагу на литовском языке, ничего не понятно. Тех, кто заезжает в область, пропустили. Сказали, что поскольку только ввели новый закон, пока не штрафуют, а дальше уже штраф 400 евро», — объяснил «Клопс» водитель Сергей.

«Кто уехал в Россию — транзит закончить можно, а все из Калининградской области — 100% возврат. Говорят: закон давно приняли, мы, мол, просто глаза закрывали, теперь транспортная инспекция предъявила, и мы должны исполнять», — говорит другой дальнобойщик, Ярослав.

«Кого-то разворачивают с Литвы на Белоруссию, кто-то сам разворачивается до литовцев. У людей паника: как и что переделывать? Половина машин зависла. Ситуация намного сложнее, чем была раньше: кроме как на пароме вернуться нереально. А что с грузом? Куда его девать? Мы попали в большую беду», — говорит водитель Евгений. 

Тупиковая ситуация

«Со сложностями столкнулись, думаю, до 50% калининградских перевозчиков в области. Многие остались без работы», — говорит руководитель одной из транспортных компаний Константин. 

Перевозчики могут лишиться заказов и на следующий год: заявки на дозволы уже поданы, люди переживают, что документы «сгорят». 

«Все побегут открывать лицензию на ООО. Какой будет в АСМАПе (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков — ред.) сейчас ажиотаж! Да и время нужно на переобучение: чтобы получить лицензию, водителям необходимо в буквальном смысле сесть за парту и учиться: безопасность дорожного движения, логистика, механика... Нельзя просто прийти и получить лицензию», — объяснил Константин. 

Перевозчики снова вынуждены раздумывать, как спасти бизнес. Одно из решений: растаможить транспорт на Россию и работать в основной части страны. 

«У меня тягач с правом дотаможки. Сейчас буду искать где-нибудь 400 тысяч и продам его. Машина будет работать там, а в области — минус одно предприятие», — продолжает Константин. 

Что говорит эксперт

Литовская таможенная служба, ссылаясь на приказ Министерства транспорта Литвы (№3-418 от 30.08.22), перестала пропускать транспортные средства, если собственник авто и владелец не одна и та же компания, подтвердил председатель общественного совета при региональном министерстве развития инфраструктуры Леонид Степанюк.  

«Здесь ничего не сделать, надо подстраиваться. В АСМАП разрешения могут выдаваться и владельцам транспортных средств. Договор с перевозчиком должен быть составлен от имени владельца машины», — считает Степанюк. 

В основной части России уже отказались от перевозок на арендованных грузовиках. Это небезопасно: были кражи и другие нарушения. 

«Там уже давно можно получить груз, если только являешься владельцем, а не арендатором машины. Если говорить про нашу текущую ситуацию, то проблемы у нас будут. Даже если 25% затронет фирм, это многовато. Нужно заботиться обо всех компаниях, это рабочие места, это люди, занятость. Думаю, что через АСМАП проблему выдачи разрешений на прямую владельцам можно решить», — говорит Степанюк.

Избежать проблем с транзитом через Литву, по мнению транспортника, поможет стабильное паромное сообщение. Предприятия должны знать, сколько машин можно перевезти морем, и планировать свою деятельность.  

«Надо незамедлительно ставить паромы, потому что лучше уже не будет. Сейчас сократили возможности по перевалке накатной техники через паромы, вот «напоролись» на Литву. Нам говорили: зимой поезжайте по дорогам, а дороги, как видите, нам закрывают», — подытожил Степанюк.

Министр развития инфраструктуры региона Евгения Кукушкина заявила, что в новом году часть санкционных товаров будут завозить в Калининградскую область по суше. 

Власти Калининградской области просят Москву снизить для жителей региона тариф на перевозку авто паромом.