17 июня глава Калининградской области Антон Алиханов сообщил в своём Telegram-канале: с полуночи 18 июня Литва закрывает железнодорожный транзит между регионом и «большой» Россией. За четыре дня о проблеме высказались представители РФ и Литвы, появился список запрещённых на ввоз вещей. «Клопс» собрал всю хронологию событий в одном материале.
Пятый пакет санкций
По подсчётам «Интерфакса», опубликованным в марте, ежемесячно через Литву следует в среднем 100 российских транзитных поездов.
До принятия пятого пакета антироссийских санкций власти Литвы ориентировались на решение ЕС. Союз должен был определиться, можно ли запретить транзит грузов через территорию республики в Калининградскую область. Об этом, ссылаясь на министра внутренних дел Литвы Агне Билотайте, писали ТАСС 30 марта.
Министр транспорта и коммуникаций республики Марюс Скуодис 6 апреля заявил: литовские власти не могут в одностороннем порядке прекратить российский транзит грузов в Калининградскую область. Об этом писал «Интерфакс».
«Что касается односторонних решений по калининградскому транзиту — такое теоретически, наверное, не очень возможно, потому что это соглашение Евросоюза и России», — утверждал чиновник.
Скуодис говорил, даже если ЕС наложит эмбарго в отношении российского и белорусского грузового транспорта, для Калининградской области всё равно будет сделано исключение.
8 апреля Евросоюз принял пятый блок экономических и персональных санкций против России.
В тот же день глава Калининградской области Антон Алиханов в своём Telegram-канале отметил, что: транзит между Калининградской областью и «большой» Россией не будет ограничен.
17 июня
Губернатор региона записал обращение: «Литовские железные дороги уведомили Калининградскую железную дорогу о том, что с нуля часов завтрашнего дня они прекращают пропуск транзита из Калининградской области и в Калининградскую область из других регионов России большого перечня товаров, которые попадают под европейские санкции. Нас поставили сегодня перед фактом, что с завтрашнего дня эти грузы не принимаются к перевозке. По нашим предварительным оценкам, это от 40 до 50% грузов номенклатуры, которые перевозились между Калининградской областью и другими регионами РФ».
Антон Алиханов высказал мнение, что такие действия со стороны Литвы — «это попытка экономического удушения нашего региона».
Глава региона приложил письмо от литовской грузовой компании LTG Cargo, согласно которому литовские ЖД выполняют требования Еврокомиссии.
18 июня
Новостное агентство Reuters сообщает, что представитель железнодорожной службы Литвы подтвердил содержание письма, но отказался от дальнейших комментариев. МИД не ответил изданию на запрос о комментариях.
Вечером 18 июня Антон Алиханов записал новое обращение к калининградцам. В видео, опубликованном в Telegram-канале губернатора, прозвучало несколько ключевых тезисов:
- Действия Литвы незаконны и могут иметь далеко идущие последствия для Евросоюза.
- «Мы ведём работу с МИД. Надеюсь, евробюрократы в Брюсселе работают и по выходным. Будем добиваться отмены вот тех разъяснений, которые Европейская комиссия дала в отношении своих санкций. Потому что это грубейшее нарушение всех их обязательств, причём принятое практически без предупреждения. Потому что по международным нормам европейские ЖД-власти должны были уведомить нас минимум за 5 дней о прекращении этого транзита, а сделали это менее чем за сутки».
- Запрет Литвы на транзит ряда товаров железной дорогой незаконен и является грубейшим нарушением.
- «К подобного рода гадостям мы готовились» — построен и введён в эксплуатацию паром, передислоцировали один сухогруз. Ещё 7 судов до конца года смогут встать на линию.
- Нефтепродукты не ограничены в перевозке транзитом до 10 августа. Власти региона будут добиваться, чтобы так продолжалось и после указанной даты.
- Организована оперативная группа с транспортниками, которые понимают, как перераспределить грузовые потоки.
- «Есть предложения по ответным мерам со стороны РФ, которые могут коснуться транспортного комплекса Прибалтики. Если ограничения не будут сняты, будем предлагать федеральным властям принять соответствующие ответные меры».
- Население призывают не паниковать и не запасаться товарами у перекупщиков.
20 июня
В понедельник обеими сторонами велось активное обсуждение сложившейся ситуации.
«Интерфакс» сообщает, что перед встречей министров иностранных дел ЕС в Люксембурге глава литовского МИДа Габриэлюс Ландсбергис заявил: «Запрет на транзит продукции из чёрных металлов (в том числе стали) между основной территорией России и Калининградской областью через Литву – это не решение Литвы, а следствие санкций Евросоюза в отношении Москвы». По его словам, все действия согласованы с Еврокомиссией. В Департаменте таможни Литвы добавили, что о содержании пакета санкций, принятого Евросоюзом 15 марта, было давно известно.
МИД Литвы направил временному поверенному в делах России Сергею Рябоконю ноту с разъяснением применения мер ЕС в отношении продукции из стали и чёрных металлов, следующей транзитом между Калининградской областью и остальной частью России. Министерство опровергло информацию о полном запрете транзита: «Пассажиры и товары, на которые не распространяется санкционный режим ЕС, продолжают перевозиться по территории Литвы в Калининградскую область и из неё. Литва не вводила никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на этот транзит. Литва последовательно реализует санкции ЕС, которые имеют разные переходные периоды и сроки вступления в силу». Рябоконь добавил: «РФ откровенно довела до Литвы позицию, что в ситуации с блокировкой транзита речь идёт не о санкциях ЕС». Тем не менее весь груз, отправленный до 17 июня, ещё разрешат доставить через территорию республики.
В этот же день руководитель пресс-службы правительства Калининградской области Дмитрий Лысков дал комментарии ТАСС о происходящем. По его мнению, региону дефицит потребительских товаров не грозит. «Мы будем перераспределять цепочки по этим товарам с учётом паромов и в целом водного пути доставки», — заявил Лысков.
ТАСС также пишет, что 20 июня МИД России вызвал временную поверенную в делах Литвы Виргинию Умбрасене. Ведомством был заявлен решительный протест из-за литовского запрета на железнодорожный транзит ряда грузов. Провокационные меры литовской стороны расцениваются как «открыто враждебные». В Министерстве также отметили: «Если в ближайшее время грузовой транзит в Калининградскую область не восстановится, то Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов».
Губернатор области Антон Алиханов дал интервью программе «60 минут». Вот некоторые ключевые моменты:
- Ситуация с запретом транзита неприятная, но решаемая.
- Порты в Балтийских странах не смогут существовать без транзита грузов через Россию. Транспортный комплекс Литвы зависел от калининградского транзита, он был источником заработка, сейчас этих денег не будет.
- Никакого дефицита и сложностей с обеспечением региона не возникнет: «да, это станет неудобнее, может, чуть дольше, дороже. Это вопрос расходов».
- Новые суда выйдут на линию Усть-Луга-Балтийск в течение недели.
- Ответные меры достаточно очевидны и будут крайне болезненными.
Одну из таких мер глава региона также предложил в интервью журналисту Антону Красовскому в программе «Антонимы», выпускаемой RT. Алиханов считает, РФ могла бы запретить маркировать импортный алкоголь в странах Прибалтики. Это нанесло бы им 300 млн евро ежегодного ущерба. Во время эфира губернатор также рассказал, что посла ЕС в России вызвали в российский МИД, встреча назначена на 21 июня. Маркусу Эдереру, по словам губернатора, будут выставлены соответствующие условия: «Очень надеюсь, что все-таки какое-то решение он предложит со своей стороны и будет конструктивен».
21 июня
Во вторник в Калининградскую область прибыл секретарь Совбеза Николай Патрушев. Он провёл совещание по национальной безопасности. Отмечается, что поездка Патрушева в регион плановая. Её наметили ещё до введения Литвой ограничений на транзит в Калининградскую область, она не связана напрямую с этими событиями. Но во время совещания представитель Совбеза заявил, что Москва в ближайшее время ответит на решение Литвы запретить железнодорожный транзит в Калининградскую область.
Как сообщает ТАСС, в Москву прибыл ранее приглашённый туда глава представительства Евросоюза в РФ Маркус Эдерер. Он сообщил, что на встрече в российском МИДе предложил «не обострять ни на словах, ни на деле», а решать вопрос дипломатическим путём. «У меня была возможность чётко обозначить позицию ЕС, что о блокаде нет речи, транзит для людей и товаров, не находящихся под санкциями, функционирует нормально. Литва не предпринимает односторонних действий, но вводит санкционные ограничительные меры ЕС», - сказал журналистам Эдерер.
В обед стало известно, что Литовская Республика не пропускает следующие транзитом в Калининградскую область не только железнодорожные составы, но и грузовые машины с товарами, которые находятся в санкционном списке. Их не пропускают на въезд со стороны России.
Так что с товарами?
Утром во вторник, 21 июня, Минэкпром Калининградской области разместило на сайте ведомства расширенный перечень товаров, которые запрещено перевозить транзитом через Литву. В список попали, в том числе, сигареты, пиво, бытовая техника и одежда.
В калининградских строительных магазинах заметили повышенный спрос на цемент и наплыв посетителей. «Клопс» пообщался с представителями торговых сетей.
Риелторы тоже рассказали о возможном влиянии запрета транзита через Литву. Они считают, что будет дефицит покупателей, особенно из «большой» России.