12:10

«Гадкий утёнок» и арест в оружейном магазине: в Калининграде поставили «спектакль-терапию» по рассказам наркозависимых

  1. Статьи
Режиссёр-постановщик Матвей Матвеев во время репетиции | Фото: ЮЛА
Режиссёр-постановщик Матвей Матвеев во время репетиции. Фото: ЮЛА

В петербургском благотворительном центре «Диакония» состоялась премьера спектакля «Гадкий утёнок» (12+), режиссёром которого выступил уроженец Калининграда, актёр московских театров Матвей Матвеев. Чем необычна постановка, «Клопс» рассказали её участники.

В качестве актёров выступили волонтёры и клиенты калининградских общественных организаций ЮЛА и «Становление» В классический текст сказки вплетены фрагментов из Шекспира и Чехова, а также воспоминания калининградцев, у которых за спиной непростой жизненный опыт: наркотики, преступления, суды, отсидки, реабилитация.

Из реквизита — большой пластмассовый контейнер, в котором плавают рыбки. Они шныряют между пластилиновыми персонажами, вылепленными на глазах у зрителей. Камеры транслируют происходящее в контейнере на экран за спинами артистов.

История этого «Гадкого утёнка», как и у Андерсена, начинается на птичьем дворе, куда мама-утка привела своих деток. Все утятки обществу понравились, за исключением одного — гадкого уродца. 

«В младших классах, как я и мечтала, родители отправили меня в музыкальную школу. Мне почти сразу купили пианино. Это была дорогая покупка для нашей семьи. Пианино было очень красивое, блестящее. Открываешь крышку, а там — белые клавиши. Я пыталась что-то изображать. 

Когда я пришла в музыкальную школу, учительница, увидев мои попытки «играть», вдруг достала длинную указку и… начала меня бить по рукам.

«Ты неправильно ставишь кисти, елозишь по клавишам, что ты делаешь?!» Она продолжала меня бить. Я не понимала, что от меня нужно, и, как я ни старалась, всё было не так», — актриса рассказывает о своей реальной детской обиде.  

Актёры вспоминают разные моменты из жизни своей и соседа по сцене: из этических соображений авторы спектакля перемешали истории, чтобы зрители не могли идентифицировать их героев. Эти истории служат иллюстрациями к теме неприятия нас обществом и неприятия нас самими собой. 

Некоторым исполнителям есть что скрывать. «Когда мне было 14 лет, мы с другом «обнесли» институт, оставив всех его работников без зарплаты… Естественно, тогда нам очень хотелось быть взрослыми, а также развлечений и всего прочего. Так как у нас были деньги, то естественно, нашёлся взрослый, желающий помочь нам в этом. 

Человек предложил купить спиртное, найти девочек, купить оружие. Мы ездили, стреляли, пока у нас не закончились патроны.

Мы, несмышлёныши, пошли за патронами в оружейный магазин. Человек, который был с нами, остался ждать на улице. В магазине нас арестовали, а он со значительной частью денег сбежал. Позже мы узнали, что к тому моменту он уже был объявлен в розыск».

На спектакле  | Фото: ЮЛА
На спектакле. Фото: ЮЛА

Спектакль стал очередным экспериментом Матвея Матвеева в жанре «социальный театр». «У меня появилась идея сделать силами актёров из ЮЛА и «Становления» детский спектакль. Это интересно, но очень сложно. Ребёнок — это зритель в квадрате, требующий особой ответственности», — рассказал режиссёр «Клопс». 

От идеи пришлось отказаться. Некоторые актёры стояли на учёте в правоохранительных органах, работать с детьми им было нельзя. Тогда Матвеев решил сделать детскую сказку для взрослых.

В каком-то смысле гадкий утёнок — это каждый из нас в какой-то момент своей жизни.

Ключевой момент этой истории — гадкий утёнок смотрится, как в зеркало, в воду, и видит себя прекрасным лебедем. И после этого прекрасным лебедем стали его видеть и окружающие», — говорит Матвеев. 

Актёры готовятся к выступлениям в калининградских реабилитационных центрах, работающих с наркозависимыми. В качестве одного из артистов выступил директор некоммерческой организации «Становление» и координатор нескольких социальных проектов Герман Урыков.

«Я очень много работаю с зависимыми людьми, употребляющими психоактивные вещества. 

Как правило, все проблемы с наркотиками у этих людей идут откуда-то из детства.

И рассказывая о себе со сцены, делясь своим негативным опытом и детскими травмами, актёры отпускают эти негативные истории. Так что спектакль, помимо всего прочего, ещё и психотерапия для конкретных людей, нашедших мужество вернуться в нормальную жизнь», — считает Герман.

Спектакль был поставлен при поддержке Фонда президентских грантов.

Спектакль стал очередным экспериментом Матвея Матвеева в жанре «социальный театр». До «Гадкого утёнка» был «Диагноз — статья», построенный на воспоминаниях бывших наркоманов.