19:42

«Гибридная война» и тысячи замерзающих беженцев: как нелегалы оказались на границе двух стран и чем это грозит

  1. Статьи
На фото: более двух тысяч беженцев в пункте пропуска Брузги, 15 ноября | Фото: официальный Telegram-канал пограничного комитета Республики Беларусь
На фото: более двух тысяч беженцев в пункте пропуска Брузги, 15 ноября. Фото: официальный Telegram-канал пограничного комитета Республики Беларусь

В начале ноября на границе Польши и Белоруссии разразился крупнейший за последние несколько лет миграционный кризис. Куда рвутся беженцы с Ближнего Востока, кого винят главы двух стран и к чему всё это может привести — разбирался «Клопс».

С чего всё началось

Первые новости из ЕС о застрявших на границе Белоруссии мигрантах стали поступать летом из Литвы. Тогда 1 672 нелегала с Ближнего Востока и из Африки пытались прорваться в Европу, тысячу из них задержали. Годом ранее этот маршрут не был так популярен у беженцев — за попытку прорваться через границу задержали 82 человека, ещё раньше — 46. Ситуация обострялась, 2 июля власти Литвы ввели режим чрезвычайной ситуации из-за наплыва нелегалов. В июле мигранты стали использовать Белоруссию как транзитный коридор в Европу. 

А что Лукашенко? 

2 июля Александр Лукашенко заявил, что не будет держать «тех, кого вы (Запад — ред.) гнобили в Афганистане, Иране, Ираке». По милости ЕС у страны нет на это ни денег, ни сил, говорит белорусский лидер. Речь идёт о санкциях, введённых после выборов президента Белоруссии. Первый пакет рестрикций вступил в силу 1 октября 2020 года. Четвёртый — 21 июня 2021-го. 

В той июльской торжественной речи Лукашенко проскальзывает фраза о «гибридной войне»: «И мы, люди в погонах, обязаны сделать все, чтобы люди, даже наш народ, да и наши соседи и гости даже не заметили, что мы ведём сегодня гибридную войну. И мы это сделаем. Пока нам это удаётся».

Позиция ЕС

По мнению европейских политологов, в Белоруссии были созданы специальные агентства, которые занимались транспортировкой нелегалов к границе. Якобы беженцы получали в минском аэропорту визы, страховки и организованными туристическими группами отправлялись на границу с Литвой, откуда открывались ворота в Евросоюз. Лукашенко парирует: Белоруссия не собирается вмешиваться в миграционный кризис ЕС. 

Литва для укрепления своей границы пригласила 100 офицеров Европейской службы пограничной и береговой охраны (Frontex). Всех пробравшихся нелегалов разворачивают обратно. Методы Frontex ранее уже привлекали внимание правозащитников, но работа агентства приносит плоды. Литва отгородилась от Белоруссии 25-километровым забором из колючей проволоки. 

Беженцы прибывают в стихийный лагерь у границы в районе пункта пропуска Брузги, 13-14 ноября  | Фото: gpk.gov.by
Беженцы прибывают в стихийный лагерь у границы в районе пункта пропуска Брузги, 13-14 ноября. Фото: gpk.gov.by

Осень на границе

Тем временем «туристы» с Ближнего Востока продолжают прибывать в Белоруссию. Теперь нелегалы прорываются другим маршрутом — в Польшу. По предварительным подсчётам, с начала миграционного кризиса-2021 границу Белоруссии пересекли от 12 до 15 тысяч путешественников. Эти цифры в эфире «Польского радио» называет представитель спецслужб Польши Станислав Жарын.

Целые эшелоны мигрантов пробиваются в Европу, бросаясь на колючую проволоку. Всего на границе насчитывают до четырёх тысяч человек. К месту «гибридно-военных действий» съезжаются журналисты, не пускают освещать события только польских репортёров.

Позиция президента Польши Анджея Дуду от общеевропейской не отличается. Глава государства заявляет, что штурм границы мигрантами организовал Минск.

«Эти группы мигрантов, которые вчера шли в сторону польской границы, несколько тысяч человек, судя по видеозаписям, явно направлялись белорусскими службами, которые в последний момент повели этих людей с нормальной дороги в лес, чтобы они атаковали польско-белорусскую границу там, где нет погранперехода», — заявил Дуда.

Кто и зачем идёт в Польшу

В числе беженцев есть женщины с детьми. Но подавляющее большинство — крепкие мужчины, граждане Ирака, Афганистана, Конго и Сирии. Бедными их не назовёшь. В беседах с журналистами они рассказывают, что за транзит до польской границы отдали по нескольку тысяч евро. Сумма «путёвки» в Польшу варьируется в зависимости от пакета услуг. Те, кто заплатил только за визу и перелёт, потратили до трёх тысяч. Те, кому навязали страховку и бронь в отеле, заплатили до 10 тысяч. Польшу, как и Литву, рассматривают как промежуточный пункт. Конечная цель — Германия, где пособие по безработице выше любой зарплаты на родине.

Беженцы знают, что, перейдя границу с Польшей, они автоматически попадают под действие международной конвенции, согласно которой страна обязана предоставить им убежище. Поэтому Польша старается любыми способами не пустить нелегалов. Местные власти не смогут их арестовать: беженцев придётся кормить, защищать и думать, что делать с ними дальше.

Чем грозит миграционный кризис

Польша не намерена ослаблять свою позицию. Белоруссия, кажется, тоже. ЕС обвиняет Лукашенко в миграционном трансфере и грозит новыми санкциями. Тот в ответ заявляет, что перекроет газ Европе. На вопрос, рискует ли «гибридная война» трансформироваться во вполне реальную, обе стороны отвечают: «Ситуация может закончиться кровопролитием». Теперь границы по обе стороны баррикад охраняют десятки тысяч военных — польских и белорусских.

Застрявшие между двумя странами люди днём лезут на проволоку, а как только смеркается, разводят костры. Волонтёры с обеих сторон приносят им палатки, тёплые вещи, еду. Ночи становятся всё холоднее, часть мигрантов сообщают о проблемах со здоровьем. Есть даже информация о погибших. Но возвращаться на родину беженцы не собираются, ситуация грозит гуманитарным кризисом.

Беженцы в очереди в гуманитарный лагерь, предоставленный белорусской стороной 16 ноября | Фото: gpk.gov.by
Беженцы в очереди в гуманитарный лагерь, предоставленный белорусской стороной 16 ноября. Фото: gpk.gov.by

Позиция России

В ситуации с мигрантами, оказавшимися между Белоруссией и Польшей, некоторые страны обвинили и Россию. В частности, глава британского МИД Лиз Трасс возложила ответственность именно на нашу страну. Представители других европейских стран, в том числе Украины в высказываниях были сдержаннее, но отметили, что Владимир Путин мог бы повлиять на ситуацию.

Президент на нападки ответил так — ответственность за миграционный кризис лежит на совести тех, кто озвучивает обвинения в адрес России. Сами обвинения Путин назвал желанием перевести проблемы с больной головы на здоровую.

Российский лидер провёл телефонные переговоры с главами европейских стран и пообещал помочь в решении вопроса, если таковая помощь потребуется.

Впервые за 9 суток мигранты, застрявшие на границе, ночевали в тепле: что происходит с беженцами на границе Польши и Белоруссии