8 июля в Правдинске многодетная мать родила дома в ванной и отнесла малыша на мусорку. Корреспонденты «Клопс» отправились в город на Лаве выяснить, как погиб младенец.
Эта улица находится чуть поодаль от центра — нужно переехать реку. В жаркий понедельник во дворах почти нет людей, под окнами в небольших палисадниках сидят пенсионеры и мамы в декрете. Тихо. На верёвках качается постиранное бельё. Кажется, что жизнь тут идёт медленнее. Бросается в глаза большая новая детская площадка со свежим покрытием.
До того самого контейнера идти меньше минуты. Мусора в нём под завязку, сверху лежат срезанные лопухи. Подъезжает мусоровоз, ставит пустой бак, забирает полный.
Последние пять дней во дворе обсуждают только одну новость — как Лиля (имя изменено) родила дома пятого ребёнка, положила в пакет и выбросила. Женщина восемь месяцев скрывала, что ждёт малыша.
«Мы знали, что она беременная, но она всем по-разному говорила: кому-то объясняла, что с прошлых родов остался живот, кому-то — что заболела», — говорит соседка Екатерина (имя изменено).
Обычно жительницы Правдинска рожают в Калининграде, а на учёт встают в местной больнице. Лиля в консультацию не ходила, а 8 июля соседи заметили: живот пропал.
«В четверг утром её дети купались в луже во дворе, я ей позвонила сказать. Она со мной разговаривала грустно, сказала, что её возили в Железку (так местные называют больницу в Железнодорожном — ред.) и почистили. А у нас там такого не делают, там обычная гинекология. И пошло-поехало», — рассказывает другая соседка, Маша (имя изменено).
«Я её увидела в пятом часу и спросила, где живот. Она сказала: нет его. Я говорю: в смысле — нет? Она мне: в прямом. И пошла дальше. Мы сразу поняли, что что-то не так. Я сходила к соседке, медсестре. Она сказала, что Лиля не приходила», — говорит Екатерина.
Именно Екатерина чуть позже позвонила своей родственнице Наталье и описала ситуацию. Та живёт в Калининграде, но регулярно приезжает в Правдинск. Набираем Наталью и вот что слышим:
Мне золовка сказала, что Лиля родила, а ребёнка нет. Я сразу подумала, что криминал, разозлилась и обратилась в полицию. Они в течение 20 минут уже были там. Было около шести вечера.
На одном из подъездов есть камера. Полицейские изъяли записи: подтвердилось, что около девяти утра женщина несла кулёчек к контейнеру. Примерно через десять минут мусоровоз забрал его. «Но не факт, что она в этом пакете несла ребёнка», — говорит Наталья.
До глубокой ночи полицейские продолжали поиски новорождённого недалеко от домов и на мусорном полигоне, куда увезли контейнер. «Но это уже было бессмысленно, там много собак», — добавляет Наталья.
Мать младенца забрали в полицию. Двоих старших детей с разрешения опеки увезла сестра Лилиного сожителя, двое младших остались с другими родственниками. Наталья объясняет:
В полиции провели экспертизу и подтвердили, что она рожала. Она дала признательные показания. Она сказала, что ребёнок утонул в ванной и она на помойку его отнесла.
В пятницу после обеда Лиля вернулась домой. «Её только с полиции привезли, она тут же пошла в магазин за пивом», — говорит Маша. Соседи сообщили об этом в ПДН.
«Она пьёт, можно сказать, постоянно. И беременная пила. Ходит и в эту же мусорку выбрасывает мусор, ходит в магазин. Всё нормально у неё. Проходит мимо, я ругаюсь. А она голову опускает», — говорит Екатерина.
На следующий день после смерти ребёнка Лиля с мужем и малышами отправилась на пикник: «Она соседям сказала: выкусите, никто меня не посадит, детей не заберёт», — рассказывает Наталья.
А что же сама мать?
…Мы встречаем Лилю прямо у подъезда: она возвращается из магазина с двумя детьми, тащит большой пакет и прогулочную коляску. Хрупкая женщина небольшого роста опускает голову: «Нет. Я не буду ни с кем общаться». Она заходит в квартиру и захлопывает дверь.
Как рассказывают соседи, Лиле и её сожителю чуть больше 30-ти, мужчина официально не записан отцом детей. Они ютятся вшестером в маленькой комнатке метров в 12. В квартире Лилиной свекрови до прошлого года жили и другие родственники. Сейчас осталось две семьи. «Там пять комнат, очень много людей жило. У каждого по пять-шесть детей», — говорит Наталья.
У Лили с мужем четверо: девочка пойдёт в третий класс, мальчик — в первый, третьей дочке четыре года, а младшей — около полутора. «Младшие дети остались с ней. Я о ней вам рассказываю — меня трясти начинает. Она ведёт разгульный образ жизни», — говорит Екатерина.
«А этот мужчина, который с ней проживает, тоже пьёт, он агрессивный. Они дерутся. Я с балкона слышу, как она говорит детям: как вы меня задолбали, лучше бы я вас не рожала! Я много раз это слышала», — рассказывает Наталья.
«Все соседи подтвердят, что она с детьми одними матами разговаривает. Я сколько лет живу, ни разу не слышала, чтобы она сказала «дочка» или «сынок». На детской площадке её ни разу никто не видел. Дети всё время сами по себе», — говорит Екатерина.
Лиля в декрете, её сожитель работает, но, по словам соседей, нерегулярно. Семья живёт на его зарплату и детские пособия.
«Тяжеловато с работой в Правдинске, но кто хочет, тот найдёт. Заводы есть. Больше 30 тысяч зарплата. Садики у нас работают, детский дом. В магазины требуются. И жить здесь замечательно: и речка, и леса, и садик, и школа», — говорит Маша.
В местном магазинчике рассказали, что Лиля брала в основном баклажки пива по сто рублей. «Муж у неё нормально получает. Но чтобы она была пьяная — я не видела. В тот день она заходила в магазин. Убитой горем не выглядела, — говорит продавщица и добавляет: Сейчас только это и обсуждают. Проще было родить и оставить, тебя не так осудят. Я понимаю, что аборт дорого стоит, но тут уже месяц ходить осталось».
Кто-то считает, что подобный выход Лиля изначально спланировала: «Предпоследнего ребёнка она тоже скрывала, не вставала на учёт, но её свекровь взяла под руку и отвела к врачу. Полгода назад свекровь умерла», — рассказывает соседка Маша.
Наталью, которая подняла шум, поддержали не все: «Многие меня в Правдинске обвинили, что детей заберут в детдом. Родственники обвиняют, что я её «сдала». Я не понимаю, как можно защищать женщину, которая убила ребёнка? У меня волосы дыбом от такого общества».
Она надеется на грамотное решение правоохранительных органов и хочет спасти оставшихся детей:
Если нет тела, то она может отделаться условным сроком, и дети будут продолжать жить с ней. Этого я не могу допустить. Всё есть: освидетельствование есть, признание есть, но дети с ней, и она дома.
Одна из соседок рассказала, что они неоднократно вызывали ПДН: «Она пьяная шла вдоль дороги, роняла коляску, оттуда выпадал ребёнок. 8 июля ПДН приехали и удивлённо спросили: а что, у них плохая семья?»
Мы зашли в администрацию Правдинска. В отделе образования удалось получить хоть какой-то комментарий. «Пока ничего не могу сказать, идёт следствие. Мы знаем эту семью, она не на учёте. Обычная многодетная семья», — сказала сотрудница и быстро вышла, объяснив, что очень торопится.
В Калининградской области следователи закрыли уголовное дело в отношении жительницы Гвардейска, которая выкинула в мусорку младенца в пакете. С 36-летней женщины сняли подозрения после получения результатов судебно-медицинской экспертизы, которая установила, что ребёнок появился на свет мёртвым.