Электросамокаты в России появились почти шесть лет назад — уже тогда новый вид транспорта знатоки окрестили флагманом в категории «эко» и добавили: идеально подойдёт для летних прогулок. «Клопс» разобрался, где катаются на кикскутерах в Калининграде и какие бывают последствия.
Что это и с чем их есть?
Чтобы прокатиться на обычном самокате, нужно время от времени работать ногой. Современная версия избавляет ездока от физической нагрузки — всё делает электрический мотор.
Корпус и руль кикскутеров чаще всего делают из алюминия, выпускаются и модели из стали, рассказывает директор сети магазинов «Планета Спорт» Александр Гладышев. Для личного использования покупают складные, для сдачи напрокат предпочитают монолитные конструкции.
«При интенсивной эксплуатации покрышек хватает примерно на год. Камерные мягче, бескамерные обладают антивандальными свойствами, долговечные. Владельцы электросамокатов сейчас чаще берут вторые», — повреждённые колёса можно починить.
Половину стоимости кикскутера составляет батарея. У качественных самокатов зарядки хватает на 20-30 километров.
«Конечно, всем нужны мировые бренды типа Xiaomi или Ninebot — там подвоха никакого не будет, и трудно представить, что они загорятся или поломаются. Но они подороже — в этом году минимум 25, а в среднем — 30-35 тысяч рублей».
Выбор
По словам Александра Гладышева, после топовых моделей на калининградском рынке лидирует Kugoo — бюджетные самокаты с широким модельным рядом. Покупатели приходят в магазин подготовленными и твёрдо знают, чего хотят.
«Самокатный рынок — высококонкурентный, наценки очень маленькие. Важно не брать совсем «левые» самокаты. У совсем недорогих моделей батареи очень маленького размера, для тяжести туда могут заливать даже бетон. Толщина металла, допустимый вес, подшипники — всё хуже заявленных характеристик».
Перспективы
Велосипедами и киксутерами интересуются совершенно разные люди, уверяет Гладышев.
«Спрос на велосипеды более-менее стабильный, в пандемию немного подрос. Ежегодный прирост покупателей — около пяти процентов, такой же, предполагаю, и будет. Интерес к электросамокатам растёт сильно, во многом из-за новизны. Но доля самокатчиков у нас пока не дотягивает до больших городов России или аренды за рубежом».
В Европе кикскутеристов «обязали соблюдать правила, из-за чего количество пользователей уменьшилось».
Подобное может случиться и у нас: «Такая же история около десяти лет назад была со скутерами до 30 см3 — к ним не требовалось шлемов, защиты. Когда вышли на них требования и права, это в десятки раз обвалило продажи».
Тест-драйв без покупки
В области есть две точки кикшеринга — в Калининграде и Зеленоградске. За последние два года спрос не изменился: в среднем в день — до тысячи заказов, рассказывает совладелец калининградского представительства Busy — Fly Александр Шаповалов.
Стоимость проката зависит от местоположения и характеристик самоката. В Калининграде цена за минуту доходит до 7 рублей, почасовая оплата — от 250 до 350 рублей. В курортном Зеленоградске аренда несколько дороже: поминутно — от 8 до 10 рублей за минуту, за час выходит 350-450.
Найти свободные самокаты можно через приложение.
После регистрации и привязки счёта появляется карта с местоположением транспорта — при нажатии показывается уровень зарядки. Проехаться можно и по-другому:
«Видите на улице электросамокат. Нажимаете кнопку «Начать поездку», после чего включится камера для сканирования QR-кода. Дальше выбираете тариф, осматриваете самокат, если соглашаетесь — он разблокируется», — деньги спишутся автоматически.
После поездки кикскутер нельзя бросать где попало — для этого есть специальные точки, они помечены на карте. За состоянием транспорта следит команда техников: их увозят на подзарядку и ремонтируют, если понадобится.
В правилах говорится: если клиент попал в аварию, он должен об этом сообщить.
Умолчавшим о поломке, говорит Шаповалов, может прийтись несладко: «Одно дело, если техника вышла из строя. А когда ломают умышленно, мы связываемся с клиентом и пытаем договориться полюбовно: оплатить запчасти. Со злостными, которые специально прыгают, врезаются, всё решаем через суд».
Выезжать в дождь калининградцам не советуют — велик риск попадания воды во внутренние схемы, из-за чего самокаты ломаются.
«Если далеко от места парковки, придётся тащить. Либо человека может ударить током», — объясняет Александр Шаповалов.
Электросамокаты могут разгоняться до 25 км/ч, быстрее запрещают правила.
Кататься удобнее по асфальтам и тротуарной плитке, езда по немецкой брусчатке не слишком комфортна. О шлемах и других средствах защиты нужно подумать заранее — кикшеринг их не предоставляет.
«Для дел и работы не подходит»
34-летняя Екатерина Коблова впервые прокатилась на кикскутере в Зеленоградске — брала в аренду. Освоила быстро, процесс понравился, не устроила цена: в 2019 году полчаса стоили пятьсот рублей.
По ощущениям: управлять проще, чем велосипедом.
В феврале 2020-го купила свой самокат за 18 тысяч рублей. Модель искала не без проблем: хотелось, чтобы подходила по весу», — калининградка планировала ездить по делам и на работу.
По словам Екатерины, в Калининграде для кикскутеров нет подходящих условий: бордюры слишком высокие, а велосипедные дорожки резко обрываются. По ним «вольготно прогуливаются горожане, не реагируя на звонок». С тротуарами тоже беда: из-за ям и колдобин часто приходится слезать и катить кикскутер.
«У меня самокат перешёл из средства передвижения в развлечение. Катаюсь на острове, около стадиона, на променаде в Светлогорске, в парке Южном. Я читала в рекомендациях, что на тротуарах нельзя разгоняться выше 15 км/ч, но для меня и это высокая скорость. Ограничиваю до 9 км/ч, особенно рядом с детьми и животными».
Екатерина считает, что проезжая часть не место для самокатов. Она советует попрактиковаться на низких скоростях:
Я не падала, но была близка к этому, успевала спрыгнуть.
На подзарядку уходит не больше четырёх часов после полного отключения. «Катаюсь не так часто, заряжаю раз в две недели. В магазине посоветовали не сажать батарею полностью, сделать гидроизоляцию В целом я очень довольна, что купила его. Надеюсь, со временем в нашем городе можно будет с комфортом передвигаться на этом виде транспорта».
Тройной перелом с двумя ушибами
Для 22-летней Ольги Порубай последние покатушки закончились серьёзными травмами.
«Это было в Санкт-Петербурге. До этого каталась на самокате другой фирмы, всё было в порядке. Решила попробовать что-то новое: тормоза странно вели себя, газ дёргало. Заезжала с дороги на тротуар и упала. Очень неудачно: тройной перелом с раздроблением костей, ушибы головы и руки».
Разбираться с компанией Ольга не стала, потому что «они как раз для таких случаев предлагают пользователям оформить страховку, она стоит около 150 рублей». В тот раз девушка решила сэкономить: «И вот меня на скорой везут в больницу».
Как рассказывает Ольга, если самокат подпрыгивает на ямках, это можно считать нормой, в остальных случаях лучше слезть и сообщить о неполадках.
На горках он очень сильно разгоняется, тоже страшно.
И снова хайп
Три года назад у 18-летней Полины Сушанко был складной электросамокат, но и он занимал много места в небольшой квартире. Интерес пропал — кикскутер отдали.
«Родители покупали где-то за 20 тысяч рублей. Сравнивая с велосипедом — безопасно и интереснее».
Зарядки хватало на двое-трое суток, а кататься было негде. «Сейчас на них хайп какой-то. Катаются не только на Верхнем озере, но и у меня на Борзова можно взять. Правда, на окраине города тротуары хуже, приходится выезжать на дорогу», — девушка периодически берёт кикскутер напрокат, чтобы погулять с друзьями или собакой.