«Клопс» продолжает серию публикаций о горожанах, которые переехали в деревню и нашли там для себя новые увлечения и смыслы.
Типичные городские жители
35-летняя Надежда девять лет назад переехала вместе с мужем и детьми в посёлок в Гурьевском районе. Семья завела кроликов и уверяет: в город ни под каким предлогом не вернёмся.
Надежда родилась в Петербурге. Выйдя замуж, переехала в Калининград. Сначала жили в квартире, потом решили строить дом в сельской местности: «У нас дети, их трое. Сами понимаете, что такое жить в квартире с кучей малышей.
Мы в один прекрасный день решили, что детям будет лучше есть всё своё, домашнее, чем магазинное. На свежем воздухе расти лучше, чем сидеть в душной квартире на 15-м этаже.
В доме есть все коммуникации. Магазин — в соседнем посёлке, в аптеку и за продуктами ездят в город. Старших возит в школу школьный автобус. Сейчас Надежда беременна четвёртым ребёнком.
«В городе пришла с работы, села на диван, включила телевизор — и всё. Приготовила, убралась по мелочи, и больше делать ничего не надо. А здесь, в деревне, то там, то тут, то огород... Нет такого, что села и сидишь».
У семьи всё своё — лук, морковка, помидоры, картошка: «Нас много, мы кушаем много. Если вручную копать, то убиться можно. Поэтому всё обрабатываем трактором».
Надежда называет себя типичным городским жителем, муж тоже никогда хозяйством не занимался: «В какие сроки, как и в какой последовательности что делать, читали в интернете. Так потихоньку всему научились. По мне, лучше, чтобы я всю жизнь ела что-то своё, чем непонятно какой химией накачанное из магазина».
И понеслось...
Четыре года назад Надежда с мужем и детьми пришли на Центральный рынок в Калининграде купить цыплят-бройлеров, но всё пошло не по плану.
«Дети увидели кролика, попросили: мама, купи, он такой хорошенький! Чуть ли не на коленях стояли. Пришлось купить. Потом кролик вырос, оказался девочкой. Дети сказали: «Давай крольчат заведём». И всё, и понеслось».
Читали в интернете, как клетки строить, кормить, вакцинировать. Постепенно количество пушистых перевалило за сотню. Клетки стоят в два этажа на участке рядом с домом.
«Сейчас мы вникли в это дело, а поначалу дохли, мы уже хотели бросать. А потом ничего пошло. Сейчас мало, в районе 70 штук, зимой было где-то 120. Дети траву помогают косить».
Летом кормят травой, зимой дают овощи, сено и зерно. «И раз в неделю клетку чистим. Я обычно детей отправляю в школу, потом иду кормить, потом на работу».
Раньше кроличье мясо Надежда не пробовала: «На курицу похоже». Она хотела бы через полтора-два года увеличить число животных до 250 и попробовать продавать. Спрос есть: часто гипоаллергенную крольчатину просят для маленьких детей.
Муж работает в Калининграде электромонтёром, Надежда — секретарём в соседнем посёлке. Сейчас она ушла в декрет. Сложности сельской жизни не скрывает, но говорит, что им в радость: «Какой бы усталый ты ни пришёл с работы, всё равно надо вставать и что-то делать».
63-летний Вадим Адерихин два года назад увлёкся пчёлами и из городского жителя превратился в деревенского.