10:10

"Летающие киты" над Кёнигсбергом: как в нашем городе запускали и встречали дирижабли

  1. Статьи
0:00
/
5:04
Строящийся дирижабль в ангаре. Снимок из "табачного" альбома, найденного в Калининграде | Фото: Александр Подгорчук
Строящийся дирижабль в ангаре. Снимок из "табачного" альбома, найденного в Калининграде. Фото: Александр Подгорчук

Перед Первой мировой войной в Кёнигсберге, в районе пересечения современных Советского проспекта и улицы Борзова, располагалась военная воздухоплавательная часть — база дирижабля LZ-4. Был построен огромный ангар. Как рассказывают калининградские краеведы, его размеры составляли 170 метров в длину, 50 — в ширину и 38 метров в высоту. В советские времена на этом месте создали Калининградское военное авиационно-техническое училище (КВАТУ), готовившее техников для советских ВВС.

У немецких дирижаблей было второе имя — “цеппелины”. Так их называли по имени создателя и пионера строительства летающих “левиафанов” графа Отто фон Цеппелина. Примечательно, но благодаря немецким дирижаблям в литовской национальной кухне появились свои цеппелины — брендовое блюдо, внешне напоминающее цеппелин летающий. 

Дирижабль на войне

Кёнигсбергский дирижабль LZ-4 во время Первой мировой активно использовался против Российской императорской армии. Как рассказывается в книге “Дирижабли на войне” (составители В. А. Обухович, С. П. Кульбака), “7–8 августа 1914 г. дирижабль LZ-4 произвёл из Кёнигсберга, где он базировался, разведку района Вроцлав — Плоцк — Кутно — Лодзь, а 11 и 12 августа повторил её. В последнем полете дирижабль был обстрелян русскими, а затем и германскими войсками и получил значительные повреждения. Однако он доставил в штаб ценные сведения о концентрации войск в районе Новогеоргиевска (сегодня польский Новы-Двур-Мазовецки — ред.)”. 

Фото из "табачного" альбома, найденного в Калининграде | Фото: Александр Подгорчук
Фото из "табачного" альбома, найденного в Калининграде. Фото: Александр Подгорчук

Как пишут авторы исследования, воздушный корабль “произвёл бомбардировку железнодорожного узла Млава и разогнал своим огнем и бомбами казачий полк, который готовился к атаке”. Гигант много раз  совершал ночные полёты, доставляя в штаб Восточного фронта ценную информацию о противнике. 

В одном из последующих полётов дирижабль был серьёзно поврежден шрапнельным огнем, потерял много водорода и совершил вынужденную посадку”, — авторы книги отмечают , что экипаж был взят в плен при попытке уничтожить дирижабль. 

“Граф фон Цеппелин”

В августе 1930 года в Кёнигсберге побывал “Граф фон Цеппелин”, построенный в 1928 году. Это была очень современная машина, на тот момент — самый большой и современный дирижабль в мире. Его длина составляла  237 метров, диаметр несущего баллона в самом широком месте — 30,5 метра. Дальность полёта составляла 10 тыс. километров, скорость — 128 км/час. 

Чертёж гондолы дирижабля  | Фото: Александр Подгорчук
Чертёж гондолы дирижабля. Фото: Александр Подгорчук

Именно этот цеппелин был первым дирижаблем, совершившем первое кругосветное путешествие. За девять лет эксплуатации “Граф Цеппелин” провёл в воздухе около 17 200 часов, совершил 590 полётов в разные страны, преодолев почти 1,7 млн км, перевезя больше 13 тыс. пассажиров и около 70 т грузов и почты. 143 раза “летающй кит” пересёк Атлантику, один раз — Тихий океан. Пять моторов дирижабля могли работать как на бензине, так и на специальном газовом топливе.

Пассажиры путешествовали на “Графе фон Цеппелин” с большим комфортом в десяти двухместных каютах. По правилам тех лет, перед посадкой на борт пассажиры и члены команды обязаны были сдать все спички и зажигалки. Дирижабль был наполнен взрывоопасным водородом, и даже небольшая искра могла привести к трагедии. Тем не менее курить на борту… разрешалось. Для этого обустроили специальную курительную комнату, войти в которую можно было через специальный шлюз, не допускающий попадания в комнату водорода. В курительной комнате установили единственную на дирижабле электрозажигалку.

Дирижабль–шпион

Схема "Графа фон Цеппелин" в продольном и боковом разрезе | Фото: Александр Подгорчук
Схема "Графа фон Цеппелин" в продольном и боковом разрезе. Фото: Александр Подгорчук

Именно “Граф Цеппелин” летом 1931 совершил полёт в советскую Арктику с научными целями.  Он прошёл по маршруту Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Мыс Челюскин — Диксон — Новая Земля — Архангельск. На его борту были советские исследователи-полярники. Во время этого арктического полёта дирижабль совершил посадку рядом с советским ледоколом “Малыгин”, где забрал письма с 46 444 специальными марками, которые погасили прямо там, в Арктике, в почтовом отделении на борту дирижабля.

Все материалы аэрофотосъёмки были переданы советскому правительству. Среди них не нашла фотографии земли Франца-Иосифа. На повторный запрос советской стороны немцы ответили, что снимки не получились.

Во время Второй мировой войны именно на обследованных с “Графа Цеппелина” участках немцы построили свою метеобазу. В 1940 году дирижабль разобрали на металл. 

В Германии снимки “летающего левиафана” стали предметом интереса коллекционеров. Фото, вложенные  в пачки сигарет, вклеивали в специальные “табачные” альбомы. Один из таких нашли на чердаке дома в Калининграде.