17:05

Сын-школьник и 12 тысяч пенсии: как калининградка без руки потеряла работу и проиграла суд бывшему начальству

  1. Статьи
0:00
/
4:26
Сын-школьник и 12 тысяч пенсии: как калининградка без руки потеряла работу и проиграла суд бывшему начальству   - Новости Калининграда | Фото: Ольга Катриченко
Фото: Ольга Катриченко

43-летняя Ольга Катриченко — инвалид с рождения, у неё нет части левой руки и части стопы. Ольга живёт на съёмной квартире с 15-летним сыном. Осенью её уволили. Как выжить на пенсию в 12 тысяч и копеечное пособие по безработице, Ольга Катриченко рассказала "Клопс".  

"Жить хочется, и хочется жить нормально"

Половину детства Оля провела в институте протезирования в Петербурге — туда привозили и домашних детей, и ребят из детдомов: "Тогда родителей не пускали, мы по три месяца были одни. Ты становишься похожим на мальчишку по характеру, чтобы выжить".

Протезы, операции, переломы, разрушенный сустав... Одно время стоял вопрос о костылях и коляске. Ольга упёрлась: "Я дала отрезать кусок стопы, чтобы не потерять возможность ходить самостоятельно. А рука... До сорока лет я протез носила, потом бросила. Те, кто не знают, что руки нет, через пять минут узнают. Какой резон?"

Ольга с красным дипломом закончила технический колледж и питерский университет аэрокосмического приборостроения. После вуза осталась в Петербурге, работала оператором 1С, потом занималась автоматизацией склада тканей. Оттуда ушла в декрет и вернулась в Калининград — с отцом ребёнка разошлись.

В 2008-м Ольга устроилась в крупную организацию. Занималась в том числе автоматизацией торговли по всему региону: в 2013-м во многих магазинах ещё щёлкали на счётах. Несколько лет назад в компании начались сокращения работников. По словам Ольги, на неё взвалили дополнительную нагрузку, а оклад остался прежним.

В июле уведомили, что через два месяца меня переведут на 0,125 ставки — это один час работы в день. Это 3 625 рублей в месяц. Оклад до этого был 29 тысяч".

Ольга подписала уведомление о переводе и указала, что не согласна с условиями труда. Через два месяца её уволили по статье. Ольга написала в трудовую инспекцию и прокуратуру. В трудинспекции сказали, что вмешиваются, когда есть угроза жизни и здоровью, а прокуратура не увидела нарушений. Ольге посоветовали идти в суд. Районный она проиграла. Вспоминает, как искала работу:  

Показываешь дипломы, рассказываешь об опыте. Говорят, что квалификация устраивает. Я говорю, что у меня инвалидность, — обещают перезвонить и не перезванивают. Инвалидам любят предлагать гроши, а я не для этого высшее образование получала. Когда у тебя всего-навсего пары конечностей нет, а с интеллектом всё в порядке, почему я должна получать меньше?"

"Я могу то, что может любая женщина"

Пенсия по инвалидности, 12 тысяч рублей, уходит на оплату жилья. "Так и живём, экономим. Неловко, но мой отец приходит, приносит продукты. Сам пенсионер, ему 70 лет", — говорит Ольга. Её сын играет в оркестре на саксофоне, занимается спортом.

На проезд надо давать — каждый раз думаю, где взять. Одежду какую-то успели купить, пока я работала. Такой возраст, когда скачками растёт. Если размер обуви сменится, то я не знаю, где буду брать".

Ольга училась водить машину на механике 11 лет назад, сейчас у неё автомат. Сдала экзамен с первого раза. Признаётся: "Машина — мои руки и ноги".

Как она говорит о себе, "что я не могу делать, того и обычная женщина не может". Готовит, чистит картошку, убирает дом, может даже починить кран. Сложно разделывать мясо и укладывать волосы, зато Ольга плавает, катается на велосипеде и коньках. 

Я одна живу давно. Себя и ребёнка полностью обслуживаю. Я и карниз могу сама повесить. Лишний раз без особой необходимости никого не напрягаю".

Возвращаться в сисадмины Ольга не хочет: тяжело с одной рукой лазить под столами и таскать компьютеры. Когда жизнь загнала в тупик, Ольга открыла новое призвание. Она дистанционно обучилась на психолога, занимается оздоровительными телесными практиками, но клиентов пока мало. Поиск работы через службу занятости пока не дал результата. Ольга надеется отсудить компенсацию за незаконное увольнение. Но когда это будет, да и будет ли? "Я верю в хорошее, но сейчас нужна помощь, пока не встану на ноги в новой деятельности", — говорит женщина.

Те, кто хочет помочь Ольге, может связаться с ней по номеру 8-962-251-10-90.

Фото: личный архив героини публикации

О том, как Ольга справляется с домашними делами, можно посмотреть здесь.

Как калининградка без руки потеряла работу и проиграла суд бывшему начальству. Klops