На прошлой неделе губернатор Калининградской области Антон Алиханов раскритиковал заборы вдоль городских дорог. По мнению главы региона, они портят внешний облик улиц. "Клопс" выяснил, где ограждения необходимы и как они влияют на безопасность.
В Калининграде на двух недавно отремонтированных улицах, Киевской и Комсомольской, можно увидеть парадоксальные вещи: напротив автовокзала с двух сторон огородили тротуар, а на Комсомольской — разрешённые парковки вдоль дороги.
Почему ставят заборы?
После изменения госстандартов с 2017 года в Калининграде начали повсеместно устанавливать заборы. Власти объясняли: это ради безопасности.
По данным региональной Госавтоинспекции, аварийность на участках, где поставили заборы, снижается. Люди не выходят на проезжую часть в неположенных местах. В противовес растёт число ДТП на пешеходных переходах.
Где ставить ограждения, решает администрация Калининграда на специальной комиссии совместно с ГИБДД.
“Уменьшение количества сбитых пешеходов на дороге пытаются решить за счёт простого недопуска людей на дорогу. Вот только реальность устроена иначе: люди ходят по кратчайшему пути, а разрывы в заборах на остановках, заездах во дворы и перекрёстках всегда будут давать возможность перейти улицу”, — говорит московский урбанист Аркадий Гершман.
Водителям удобнее
Автомобилистам ездить по улицам с заборами комфортнее, чем без них. У водителей создаётся ложное чувство безопасности, которое побуждает их ехать быстрей, считает транспортный инженер, эксперт ОНФ Николай Мельков. Это часто заканчивается авариями, в которых страдает не только машина и люди в ней, но и пешеходы на тротуарах.
Где заборы точно останутся?
Разработчикам ГОСТа направлены сообщения, и в ближайшее время можно ждать изменений в стандартизации, говорит Николай Мельков.
“Ограждения останутся обязательно возле учебных заведений (по 50 метров), а дальше рекомендации”, — отмечает специалист.
С апреля правила обустройства дорог изменились: ограждения вдоль газонов можно не ставить. Вышел обновлённый ГОСТ 52289, по которому "железо" у переходов устанавливают только тогда, когда газон между тротуаром и дорогой меньше метра. Заменить забор можно кустарником.
“Средняя стоимость одной секции забора три тысячи рублей. Мы уже посчитали, что если заказывать специальные кусты (высотой до полуметра), то они обойдутся вместе с посадкой в тысячу рублей”, — делится Мельков.
В некоторых городах заборы не ставят. Чаще всего это эксперименты, согласованные с ГИБДД. Так, сохранили свои центральные проспекты Москва, Красноярск, Санкт-Петербург. По данным департамента транспорта столицы, после демонтажа “железа” аварийность даже сократилась.