Калининградский анестезиолог-реаниматолог Светлана Соловьёва заразилась коронавирусом в областной клинической больнице, спасая пациента с COVID-19. Светлана Георгиевна ушла из жизни 12 мая. Её близкие не смогли получить единовременную страховую выплату по указу президента России. Как рассказал "Клопс" адвокат семьи Владимир Середин, ни дочь, ни внук-школьник не вошли в утверждённый список родственников.
Дочь умершего врача Екатерина Соловьёва обратилась с заявлением в региональный Фонд соцстраха 18 июня. Были приложены все требуемые документы. 29 июня моя доверительница получила отказ. К сожалению, указ президента России №313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" распространяется не на всех родственников. Выплата составляет 2 752 452 рублей всем выгодоприобретателям в равных долях, — пояснил защитник.
По указанию руководства
Дочь и внук тяжело переживают потерю родного человека. Они жили одной дружной семьей, в одной квартире. Теперь очень больно и горько от того, что добиться справедливости крайне сложно.
Моя мама не добровольно пошла работать во время пандемии. Она сказала, что должна работать, после разговора по телефону с заведующей отделением и главным врачом. Мама имела полное моральное право находиться в самоизоляции и понимала, на какой риск идёт. Ей было 65 лет. 23 апреля Роспотребнадзор региона объявил о девяти случаях заражения вирусом COVID-19 в областной клинической больнице, затем ещё о 50 случаях заражения ковидом в стационаре. Но 24 апреля поступило новое указание — надо работать дальше. С 29 апреля стационар был переведён в режим обсерватора из-за инфицирования вирусом COVID-19 среди пациентов и сотрудников", — рассказывает Екатерина Соловьёва.
Всё это время доктор круглосуточно находилась на работе. Покидать обсерватор было запрещено. 3 мая от коронавируса умерла медсестра КОКБ Надежда Дивак. 4 мая доктора Соловьёву госпитализировали в ЦГКБ с температурой 39,7 градуса, там же сделали компьютерную томографию и взяли мазок на COVID-19. Он был положительным.
Эпидемиологическое расследование
В ходе эпидемиологического расследования установлено, что Светлана Соловьёва заразилась на работе.
"Непосредственной причиной заболевания послужил контакт с биологическим фактором производственной среды: 2019 –nCoV (SARS –CoV-2). Доктор использовала защитную одежду II типа. Фактов нарушения врачом требований биологической безопасности в условиях распространения COVID-19 в областной больнице не установлено", — говорится в акте, подписанном Роспотребнадзором 7 июля.
Мама с 16 апреля по 4 мая лечила пациента с ковидом. Он поступил с диагнозом "инфаркт мозга", и как позднее выяснилось, был инфицирован. Этот факт также указан в медицинской карте больного. Это подтверждают мамины коллеги. В истории болезни её последнего пациента указано, что у человека 18 апреля поднялась температура, но анализы на ковид были взяты лишь 30 апреля. Только 3 мая удалось выявить коронавирусную инфекцию", — продолжает Екатерина.
В справке о смерти Светланы Соловьёвой указаны внебольничная двухсторонняя полисегментарная пневмония, коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19. "Вирус идентифицирован, тяжёлое течение", — говорится в документе.
Белые пятна
"Медики находятся в самом уязвимом положении из-за огромной вирусной нагрузки. Сейчас особенно важно следить за соблюдением социальных гарантий", — считает адвокат Владимир Середин.
По мнению защитника, в указе президента есть "белые пятна".
Конституция каждому гарантирует социальное обеспечение в случае потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Считаю, что при составлении списков выгодоприобретателей в указе президента №313 не были учтены права совершеннолетних детей и несовершеннолетних внуков медработников, погибших от COVID-19 при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, отсутствуют нормы, предусматривающие получение страховых выплат иждивенцами. Такие положения содержатся в федеральном законе от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ. Мы обязательно обратимся к президенту России, чтобы перечисленные категории включили в перечень выгодоприобретателей. Мы также обратимся в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении врача Соловьёвой её дочери и внука", — говорит адвокат Владимир Середин.
Светлана Георгиевна Соловьёва с 1988 года работала в отделении неврологии КОКБ. По мнению коллег, она была лучшим реаниматологом, помогающим больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.