Однозначная причина аутизма до сих пор не названа, несмотря на многочисленные исследования. Такой ребёнок может родиться даже у здоровых родителей при благоприятно протекающей беременности. Во всём мире увеличивается число подобных диагнозов, их имеют около 1% российских детей.
Директор регионального государственного реабилитационного центра "Особый ребёнок" Татьяна Девиченская и её заместитель, логопед Мария Бокатая, ответили на вопросы в эфире программы "Страна других" на радио "Комсомольская правда — Калининград".
Аутизм — как его разглядеть?
Если ребёнок не реагирует на своё имя, игнорирует игрушки, не стремится общаться с окружающими, не смотрит в глаза — это повод обратиться к специалистам, и чем раньше, тем лучше. Нельзя заниматься самодиагностикой, поскольку есть очень много сходных состояний. Мама 18-летнего Данила Наталья говорит, что они с младенчества внимательно наблюдали за мальчиком.
"Методом сравнения со старшим сыном мы пришли к выводу, что с Даней что-то не так", — рассказала мама воспитанника "Особого ребёнка".
Узнав диагноз, родители, как правило, паникуют. По мнению специалистов, словосочетание "страдающий аутизмом" в корне неверное. Да, малыш, у которого есть признаки этого состояния, живёт в своём мирке. Но особенный ребёнок может освоить бытовые навыки, учиться в школе и даже работать. Аутизм не всегда означает проблемы с интеллектом.
Что делать дальше?
Заниматься — долго и терпеливо. Обычный ребёнок учится, глядя на взрослых. С особенным потребуется много терпения для того, чтобы сотни раз повторять одно и то же, и индивидуальная система поощрений.
"Надо общаться с другими родителями, читать, изучать теорию — например, есть сайт "Выход". Многие мамы даже идут учиться на дефектологов и по другим специальностям. По секрету: не всегда папы готовы принять ситуацию, когда ребёнок не даёт обратной связи. Если папа рядом — цените и хвалите его", — говорит Татьяна Девиченская.
Какие перспективы?
Вопреки ожиданиям родителей, дети с аутизмом могут не овладеть устной речью. При этом они читают, пишут, общаются в соцсетях.
"Главное — не загрузить ребёнка. Возможно, у него небольшая потребность в общении, и если мы будем к нему приставать, он может это отторгнуть", — поясняет Девиченская.
"Узнав о диагнозе Данила, мы решили, что будем серьёзно заниматься сыном. С тех пор Даня — это моя работа. Порой мне казалось, что результата нет, я даже признавалась психологу, что делаю всё в пустоту. И оказалось, что я категорически не права. Мы окончили школу, Данила четыре года ходит в бассейн, хотя мы никогда не думали, что он сможет плавать", — рассказала Наталья.
По словам Татьяны Девиченской, в семье Данила "ровные, спокойные, эмоционально верно выстроенные" отношения.
"Теперь надо понять, что будет дальше с нашим красавцем блондином. Даниле нужны ровесники, коммуникация. Как говорится, в 18 лет — другая песочница. Если ребёнка удалось максимально социализировать, он даже сможет окончить университет, работать, создать семью. Но те, кто рядом, должны понимать его особенности", — считает директор центра.
В планах "Особого ребёнка" — развитие профориентации воспитанников.
"И министерство социальной политики такую задачу ставит, и в самом учреждении понимают остроту проблемы, ведь дети растут, и то, что в них вложено педагогами и родителями, должно пригодиться во взрослой жизни. Создавать специальные рабочие места или готовить особого человека к потенциальной интеграции в трудовой коллектив — задача непростая. Ребята, оставаясь в "Особом ребёнке", продолжают чувствовать себя детьми, ведь многие здесь выросли, дружат между собой, а взросление не всегда осознаётся в полной мере. Год назад мы открыли вторую группу для молодых инвалидов, и этого уже мало. Семьи с подросшими особыми детьми переезжают из других муниципалитетов, из других регионов, приходят с просьбой взять ребят в центр. Да, нужна среда, нужны занятия. Но нужно ещё и дело. Во взрослом смысле этого слова", — говорит Татьяна Девиченская.
"К сожалению, возможность работать есть далеко не у всех, — комментирует Мария Бокатая. — В Советске есть техникум для особенных ребят, его сейчас оканчивают, к примеру, два наших воспитанника, братья-погодки. Они работают на выращивании рассады в Прегольском, получая определённые профессиональные навыки".
Агрессивны ли такие дети?
Агрессия не возникает сама по себе, и она не свойственна ребятам сплошь и рядом.
"Кроме того, их родители — очень чуткие люди и стараются предотвратить возможные ситуации. Бояться таких детей не стоит, но лучше спросить, чем интересуется ребёнок, что его раздражает", — советует Мария Бокатая.
Могут ли дети с аутизмом ходить в обычные садики и школы?
При лёгкой степени расстройства — да, но большинство ребят обучается по индивидуальным программам.
"Я как мама ребёнка с особенностями очень настороженно отношусь к теме инклюзии. Мой личный опыт подсказывает: нужно больше интегрировать таких детей в творческие студии, в систему дополнительного образования. Наши дети нуждаются в более бережном отношении. С одной стороны, их нельзя посадить в клетку — они должны научиться выживать. Но и просто бросить в коллектив не получится, надо искать индивидуальные решения", — говорит Татьяна Девиченская.
Чем занимается центр "Особый ребёнок"?
Учреждение находится в структуре минсоца и оказывает целый спектр услуг:
— здесь проводят индивидуальные занятия, курс длится два месяца;
— есть группы кратковременного (до четырёх часов) пребывания;
— в группах дневного пребывания ребята проводят по восемь часов;
— есть стационарная группа, в которой дети от трёх до 18 лет находятся с понедельника по пятницу;
— есть две группы для молодых инвалидов до 35 лет.
В центре работают психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы адаптивной физкультуры, психиатр, оказывается комплекс медуслуг. Создан театрально-музыкальный коллектив "Солнечные дети" и другие творческие студии, и это тоже реабилитация.
Татьяна Девиченская: "Специалистов наших ценим очень, такие на вес золота. Зимой возникла необходимость взять на работу логопеда. Мы пересмотрели множество резюме, провели несколько собеседований. Скрепя сердце выбрали. Человек, хоть и с опытом, но выдержал месяц. Вскоре повезло — как раз приехала в Калининград специалист с медицинским образованием из Новосибирска. У нас остаются только те, кто имеет достаточный уровень подготовки и проникся этой работой всем сердцем. С нашими детьми можно установить контакт, найти к ним подход и набраться терпения. Отдача будет колоссальная".
Есть ли ещё в регионе подобные учреждения?
Да — к примеру, центры "Детство", "Надежда" и "Жемчужина", специализированный детский сад №46 и коррекционные группы в других садиках, ресурсный класс в школе-интернате посёлка Сосновка.
В чём нуждаются родители особенных детей и как им готовы помочь чиновники, читайте здесь. В калининградском ресторане "Пармезан" прошёл необычный завтрак: посетителей обслуживали в качестве официантов подростки с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ребята с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями.