Полёты военной авиации над городом вызвали неоднозначную реакцию у калининградцев. Корреспонденты "Клопс" отправились в наиболее близко расположенный к аэродрому микрорайон Чкаловск и поговорили с местными жителями.
"Летают наши — не будет летать НАТО"
Людмила Фёдоровна Костенко в своё время окончила Харьковский авиационный институт. После попала с мужем в Забайкалье. В 400 метрах от их дома располагался аэродром.
"Дети росли и не знали, что такое песочница. Играли-гуляли по авиационным двигателям", — рассказывает Людмила Фёдоровна.
С аэродрома постоянно взлетали самолёты, Людмила к их шуму привыкла, он ей абсолютно не мешает. Более того — гул двигателей её успокаивает, женщина не видит в нём никакой опасности для здоровья.
Людмила Фёдоровна уверена: летать нужно, поскольку она видела видео, где самолёты НАТО приблизились к самой границе и наш пилот их "бочком-бочком", но отжал.
То или иное понимание вопросов национальной безопасности часто звучало в ответах чкаловцев. Непредставившийся мужчина лет пятидесяти лаконично ответил на вопрос: "Летали, летаем и будем летать! И всем давать, если что!".
К этому мнению присоединяется продавец мёда на центральной площади Чкаловска Вячеслав Иванович:
"Военные самолёты должны летать! А кому не нравится — пусть уезжает отсюда. Военные должны работать, а не спать. Они должны нас охранять".
По мнению пенсионера, в Чкаловске старожилов ещё с брежневских времён осталось процентов двадцать. Остальные — приезжие. И они, уверен Вячеслав Иванович, должны были учитывать близость аэродрома.
"Они же нас охраняют, — соглашается Виктория, продавщица колбас в уличном ларьке. — А если они не будут этих пугать? Я сама мальчишек спрашивала: что это вы сегодня разлетались? А они отвечают: у нас плановые полёты. Вот и всё. А что касается жалобщиков — люди привыкли, что когда раньше был развал, то они перестали летать. А когда всё поднялось, когда у нас армия укрепилась, уже стали мешать. Нифига они не мешают, они нас защищают".
А если что случится?
"Гудят, спать невозможно, когда они допоздна летают", — говорит житель Чкаловска Сергей. По его утверждению, аэродром построен практически в городской черте, а это не только создаёт дискомфорт для жителей нескольких районов, но и небезопасно. "Они очень низко пролетают над дорогами, над железнодорожной станцией, над жилыми кварталами, — говорит Сергей. — А если случится что?"
Работа Сергея также связана с авиацией, только гражданской. Несмотря на озабоченность шумом и вопросами безопасности полётов, жаловаться он никуда не стал, поскольку не верит в эффективность таких обращений к властям.
А вот другая жительница считает, что с полётами надо бороться. Она обратилась с жалобой в калининградский Роспотребнадзор и администрацию города. Ответов оттуда пока не поступило. Муж неравнодушной гражданки Николай рассказывает: "Самолёты летают вечером и даже ночью. Бывает, что и в выходные дни, когда хочется отдохнуть". В это время в доме Николая дрожат стёкла, качается люстра на потолке. Дети двух, двух с половиной и четырёх лет беспокоятся.
"Я живу на пятом этаже, — рассказывает Николай, — такое впечатление, что они прямо надо мной. А взлёт — это вообще: раздаётся сильный грохот. Надо какие-то шумопоглощающие экраны на аэродроме поставить".
По его мнению, аэродром должен находиться более чем в пятидесяти километрах от городской черты.
Когда покупали — было тихо
Галина, риелтор, в своё время продавала квартиры на тихой, окружённой лесом чкаловской улице Докука. А потом военные отремонтировали аэродром, и улица перестала быть тихой.
"Люди не знали, что самолёты начнут летать", — рассказывает Галина. — Некоторые уже привыкли, другие — нет". Эксперт отмечает две тенденции на местном рынке недвижимости: квартиры на Докука и улице Беланова в цене не упали, но продать их стало практически невозможно.
О том, почему истребители летают над жилыми домами, читайте в материале "Клопс".