19:04

На поиски пропавшего в Гвардейске парня вышли 448 добровольцев: как ищут тех, кто исчез или сбился с дороги

  1. Статьи
На фото: Илья Майер и Олег Голоско. Фото: Александр Катеруша

В прямом эфире программы "Страна других" на радио "Комсомольская правда — Калининград" — руководитель общественной организации "Центр поиска пропавших людей — Калининград" Илья Майер и волонтёр Олег Голоско. 

Как всё начиналось 

Илья: 

— В августе 2011 года я приехал с моря, открыл "ВКонтакте" и увидел призыв о помощи в поисках четырёхлетнего мальчика, пропавшего на Нижнем озере. Я живу рядом, подумал: почему бы не помочь? Тогда собралось очень много людей, и был всего один сотрудник полиции, который не понимал, что делать с этой толпой. Кто-то вышел на губернатора или его помощников. Кто-то подключил таксистов. Люди делились на группы, прочёсывали местность, но никакой тактики поисков не было. Мальчика нашли, но, к сожалению, он погиб, утонул. После этого мы собирали подписи, чтобы оградили озеро, но в мэрии сказали, что нужен бюджет, проект и так далее. Так что до сих пор на Нижнем есть опасные места. 

К нам стали обращаться люди с интернет-форумов, мы решили создать поисковый отряд. В полиции и МЧС первое время нас не воспринимали.

Осенью 2011 года мы искали 20-летнего парня. В конце Московского проспекта, в Октябрьском посёлке, он вышел из магазина и пропал, как будто растворился. Его искали родители и волонтёры. Когда наконец приехали два молодых следователя, мы начали выдвигать свои версии, подкреплённые доказательствами: вот здесь он был, с этими разговаривал... Нам сказали: не мешайте работать, хотите искать — ищите. Парня не нашли до сих пор. 

Как организованы поиски 

Сегодня есть два отдельных отряда по поиску детей и взрослых. После громкого ЧП с пропавшим в Стрельне дедушкой-грибником к нам присоединились ещё 12-15 человек. 

Число волонтёров, принимающих участие в поисках, зависит от многих обстоятельств. Если потерялся домашний ребёнок, который раньше не пропадал, — собирается много людей. Если сбор объявляется ночью — конечно, волонтёров меньше. На поисках старичка в Стрельне было задействовано около 30-40 человек. В 2012 году парня, который ушел из клуба в Гвардейске и исчез, искали 448 человек 

Сегодня волонтёры плотно взаимодействуют с сотрудниками уголовного розыска. Есть общий чат, куда сбрасывается информация, и группа "ВКонтакте". Если пропал ребёнок, мы сразу же мониторим его страницы в соцсетях, работаем с учителями, одноклассниками. Одновременно другие волонтёры прочесывают местность.

Олег: 

Однажды мы безрезультатно пару часов искали мальчика 13 лет. Случайно заметили, как парень переходит дорогу у гостиницы "Калининград", и выскочили из машины. Он пропал утром, поругавшись с мамой, и целый день гулял по городу в одной майке. Интересный ребёнок, с характером.

Почему дети бегут из дома

Илья:

— В последнее время поиски практически каждый день. Бывает, вообще не спим. Чаще всего дети сбегают. Раньше были игры, вроде "Пропади на 24 часа". Но вообще главная причина — влияние плохой компании. 

Я бы посоветовал родителям не вести политику запретов, а постоянно разговаривать с ребёнком и вместе решать проблемы.

Кстати, мы читаем для школьников лекции по системе пермской "Академии детской безопасности "Умка". Нас приглашают сами родители. 

Что нужно для поисков 

Олег:

— Если мы ведём поиски в городе, главное — иметь под рукой мобильники и фонари. В лесу уже понадобится спецодежда, громкоговорители, это всё хранится у Ильи. 

Илья:

 — Самый мощный в СНГ отряд создан в Белоруссии, он называется "Ангел". У них есть всё — рации, навигаторы, мощные фонари, которые долго держат заряд. В прошлом году компания МТС нам сделала подарок — несколько раций. планшет для работы с картами и другое оборудование. Не откажемся от подобной помощи. Деньги не просим и не принимаем. 

Олег:

— Не отказались бы от квадроцикла, а джип — вообще идеально. 

Илья: 

— Мы сотрудничаем с клубами любителей внедорожников, они на своих "танках" заезжают, если надо, прямо в лес. А квадрокоптер — это сразу минус 100 поисковиков: с воздуха всё видно, к тому же безопасность волонтёров тоже важна, посылать людей, например, в болотистую местность рискованно. 

У нас в масштабах страны уже сложилась настоящая семья поисковиков. Встречаемся на форумах в Москве как родные. Ребята помогают друг другу. 

Как относится семья? Моя жена шутит, что скоро забудет, как я выгляжу, но понимает, что мы делаем нужное дело.

Моему сыну два года, и я тоже был бы благодарен, если бы незнакомые люди пришли на помощь, случись что, не дай бог. Это заставляет верить в добро.