47-летний Сергей Гримошевич работает автоэлектриком, а в выходные путешествует и ловит «уходящую натуру» — фотографирует воинские захоронения и руины старинных кирх. О том, почему увлёкся историей и как ищет новые объекты, мужчина рассказал «Клопс».
«Почему Первая мировая интересует? В моей семье нет информации о родне. Если по Великой Отечественной храним фотографии, передаём рассказы воевавших, то здесь — белое пятно. Увлёкся поисками ещё до появления электронного путеводителя технополиса, который открыл новые места. В машине всегда две карты открыты — Гугл или Яндекс, старая немецкая. Смотришь, вот лесочек или какой-то бывший посёлок, треугольник и написано «sold» — солдатское захоронение. Идёшь по полю и ищешь, осталось или нет уже. Отрадно, в подавляющем большинстве везде кресты поставлены», — поделился Сергей.
Не эксперт и не блогер, но объездил многие места
Сергей ездит по таким местам с 2018 года. Сначала с друзьями искали достопримечательности, накладывая современные карты на старые. Теперь есть постоянная спутница: Анна поддерживает интерес к прошлому калининградской земли.
На вопрос «почему», герой статьи отвечает просто: «Мы местные уже в третьем поколении: бабушки, родители... Область очень нравится. Все эти закуточки и старинные дела... В кайф по лесу пройти шесть километров до какого-нибудь спрятавшегося в зарослях мостика. Такое удовольствие! Даже если полуразрушен при отходе немцев, деревьями зарос.
Видишь развалины, прикасаешься и получаешь какое-то эстетическое удовольствие: нашёл, добрался и увидел. Время в таких местах по-иному чувствуется».
В каждую поездку калининградец закрывает очередной личный гештальт. Информацию про новые выявленные объекты подсматривает у других увлечённых земляков.
«Если всего несколько камней остались, крестик ставишь на своей личной карте: нашёл», — рассказывает Сергей.
О себе калининградец говорит: «Не блогер и не эксперт». Сначала катался просто по наитию, набирался впечатлений. В последние годы увлёкся поисками захоронений забытой войны. Начинающий краевед часто пользуется бесплатным путеводителем, над которым работали сотрудники Калининградского историко-художественного музея.
В первый раз калининградец увидел на карте захоронение у Чистых Прудов в Нестеровском районе. Приехал посмотреть: «Метров 70 в длину-ширину территория, на каждом кресте информация, сколько человек под ним лежит. Сначала не понял, почему русские по-немецки написаны. Оказывается, общие захоронения делали, хоронили рядом после боя. Меня это поразило и тронуло. Иногда в поле русскому солдату поставлен одиночный каменный крест. Или немецкому... Какие-то буквы читаются. Могилы более или менее ухожены. Понимаю: наши волонтёры присматривают».
«Не люблю на комментарии отвечать»
Жёсткий диск на 2 терабайта практически полон. Сергей хранит снимки по папкам с названием посёлка. Фотографирует пока только на телефон.
«Приезжаю домой и скидываю в компьютер. Пост делаю, но комментарии закрыл: столько негатива прилетало. Хотя есть и те, кто говорил: «Спасибо, сами не добрались, хоть у вас посмотрели». Неадекватов много, гадости писали. Времени на словесные перепалки в сети нет, ежедневно работаю с 10 до 19 часов, управляю автосервисом небольшим».
Сергей смотрит в сети документальные и художественные фильмы о Первой мировой. «Писать посты помогают тематические сайты, делаю выжимку сведений, чтобы люди понимали, что за место. Хотя упор больше делаю на фотографии, визуальные впечатления», — продолжает калининградец.
Калининградец объездил практически все кирхи в области: начиная от остатков бетонного основания и заканчивая действующими храмами. Анна в совместных путешествиях работает водителем: «Едет по бездорожью до тех пор, пока не кричу: «Стой, дальше лучше пешком дойдём». Будет гнать по лесу и ловить колею, причём машина-то не джип, а маленькая «мыльница» "Шевроле Круз"».
Они приятельствуют 10 лет: «Друзья познакомили, многие уже отвалились, а мы до сих пор километры накатываем вместе. Важно в безбашенных рывках иметь поддержку. К примеру, в Роминтенскую пущу ради мильного камня со стрелочкой. В интернете прочитали: «Погнали?» — «Погнали!» Потом целый день по лесу лазим и ищем валун. Хочется потрогать историю руками. Восторг делим на двоих».
Сергей составил список мест, где бывал не раз в разное время года.
Подгоровка / Klein Baitschen недалеко от Гусева
На местном кладбище в 0,5 км к югу от посёлка похоронены 3 военнослужащих Русской императорской и 25 военнослужащих Германской имперской армии, погибшие в августе-сентябре 1914 года. Сохранились фрагменты оригинальных надгробий и памятников.
В 2,8 км к востоку от посёлка ещё одно захоронение. 265 военнослужащих Русской императорской армии, погибших в бою 20 августа 1914 года упокоились на поселковом кладбище несуществующего теперь населённого пункта Ширгупонен, с 1938 года — Амтсхаген.
Пригородный / Birkenfeld в Черняховском районе
10 военнослужащих Русской императорской армии, погибших в конце лета 1914 года, похоронены в районе несуществующего населённого пункта Биркенфельд. По периметру растут четыре дерева. Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями установил сгруппированные по три латинские кресты.
Россошанка / Заускойен, Озёрский городской округ
Захоронение находится глубоко в лесу, юго-западнее поселка Россошанка. По словам Сергея, 1.6 км идти по прямой, а через поля и лесополосу и вовсе 4 километра. Здесь покоятся 64 русских и 28 германских воинов, погибших 11 сентября 1914 года. Захоронение восстановлено в 1990-е годы.
Кутузово / Jodschunen
На общинном кладбище похоронены 53 военнослужащих Русской императорской и 10 военнослужащих Германской имперской армии. На сохранившейся плите выбиты десять фамилий и надпись на немецком языке: «Здесь покоятся друг и враг, объединённые смертью». Сохранились фрагменты надгробий и памятников. Территория обсажена деревьями.
5. Взморье / Gr. Heydekrug
Установлен в 1920-е годы на приходском кладбище. Пирамида из больших скреплённых валунов высотой 2,7 метра возвышается на трёхступенчатом основании из бетона. На верхнем камне выбито изображение креста в лавровом венке и надпись на немецком языке: «Погибшим в 1914-1918 героям церковного прихода Гросс Хайдекруг. Воинский союз». Памятник хорошо сохранился.
Роминтенская пуща
Могила неизвестного военнослужащего Русской императорской армии, погибшего в 1914 году в ходе боевых действий Первой мировой войны. Сохранился оригинальный бетонный памятник с надписью на немецком языке, годом гибели и изображением православного креста.
7. Посёлок Совхозное / Mattischkemen
Самое крупное воинское захоронение Первой мировой войны на территории Калининградской области и крупнейшее в России на местах боёв. На мемориальной плите надпись на русском языке: «Воинский мемориал «Маттишкемен». Здесь, на Гумбинненском поле, геройские полки и батареи 27-й пехотной дивизии нанесли поражение германскому 17-му армейскому корпусу и этим определили исход и Гумбиннен-Гольдапского сражения, и всей мировой войны».
Всего упокоено 438 российских и 646 германских воинов. Мемориал устроен в виде храма: в «алтарной части» покоятся немецкие офицеры, далее — немецкие солдаты, у входа — две братские могилы русских воинов.
На востоке области восстановили два воинских захоронения Первой мировой войны.