10:10

Необычная экскурсия и спектакль на колёсах: чем ещё удивляет калининградский трамвай

  1. Туризм

Калининградскому трамваю исполняется 130 лет. Где можно прокатиться, чтобы впитать дух Кёнигсберга, попить кофе или сфотографироваться в водительской кабине, — в материале «Клопс». 

Два «Дювага»

Трамваи Duewag GT6 выпускались в Германии в 1950-60-е годы. В середине 90-х в Калининград поступили два б/у вагона из немецкого города Мангейма. Около двух лет они возили пассажиров, потом пылились в депо из-за поломки и отсутствия запчастей. «Близнецам» нашли другое применение. Вагон №443 стал экскурсионным и остался в депо, а второй, №442, был установлен в музее «Фридландские ворота». 

Музейный трамвай: обзорные экскурсии по Калининграду

Необычная экскурсия и спектакль на колёсах: чем ещё удивляет калининградский трамвай - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Совместный проект музея «Фридландские ворота» и МКП «Калининград-Гор Транс» стартовал в июне 2012-го и стал круглогодичным. Закольцованный маршрут стартует от Южного вокзала и выглядит так: 

улица Багратиона 

  • Рыбная деревня 
  • 9 Апреля 
  • площадь Василевского 
  • Черняховского 
  • площадь Победы 
  • Ленинский проспект 
  • улица Шевченко 
  • Московский проспект 
  • Рыбная деревня 
  • Багратиона 
  • Южный вокзал.

Во время поездки научные сотрудники музея рассказывают о достопримечательностях и событиях в Кёнигсберге — Калининграде.

Записаться и оплатить часовое путешествие на туристическом трамвае можно в кассе музея или на его сайте. Экскурсия стартует каждую субботу в 12:00 от Южного вокзала.

«Дюваг» во дворе музея «Фридландские ворота» на Дзержинского, 30

Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Туристы рассматривают кабину водителя, пластиковые сиденья, кассовые аппараты. Экспозицию дополняют другие предметы. Представитель электротранспорта прошлого века теперь находится в гуще культурных событий: в День города, Ночь музеев и другие праздники на его фоне фотографируются дети и взрослые, родители рассказывают малышам о копейках и о том, почему нужно было съесть счастливый билетик.

Театральный трамвай


Необычная экскурсия и спектакль на колёсах: чем ещё удивляет калининградский трамвай - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Это проект Калининградского областного драматического театра и МКП «Калининград-ГорТранс». Премьера состоялась в 2022 году. 

Действие спектакля «Путешествие налегке»16+ проходит внутри трамвая №5, который едет по городу без остановок только три дня в неделю: пятница, суббота и воскресенье. Продолжительность: 1 час 20 минут без антракта. Зрители получают наушники. Жёлтый трамвай — летний проект, билеты приобретаются в кассе или на сайте театра. На начало июня часть билетов уже продана.

Как ленинградский трамвай стал памятником Тильзитскому

Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс», Елена Федотова

Спустя двадцать лет после запуска трамваев в Кёнигсберге электротранспорт появился и в Тильзите. Линию открыли 26 июля 1901 года, она просуществовала до октября 1944-го. В городе было четыре маршрута. Общая длина путей составляла более 11 километров. После Второй мировой войны городские власти решили, что будущее за пассажирскими автобусами. 

Памятник тильзитскому трамваю — это вагон трамвая серии МС-4, его привезли из Санкт-Петербурга. «Путиловца» выпустили в 1933 году. По внешнему виду, колее и техническому оснащению трамвай отличается от тильзитского, произведённого во Франкфурте-на-Майне. Но это не помешало советчанам полюбить его и признать одним из символов города. 

В августе 2012 года туристический объект на центральной площади был установленя там, где была остановка довоенного трамвая. В нём располагается кафе, устраиваются выставки.

Трамвай в Советске вошёл в топ-5 аналогичных памятников России. Среди них — «блокадный» в Санкт-Петербурге, вагоны на улицах Казани, Выборга и Волгограда.

Прогулка по рельсам плюс концерт в Кафедральном соборе на острове Канта

Для туристов подготовили две экскурсии по историческому центру на трамвае, оборудованном ЖК-телевизорами и аудиогидом. Можно выбрать прогулку с посещением органного мини-концерта или сразу отправиться в дорогу. 

В поездке туристы рассматривают Калининград в окно и сравнивают виды со старыми фотографиями на экране. Экскурсию могут отменить, если на маршруте случилась авария. Билеты приобретаются на сайте или в кассе собора.

Необычная экскурсия и спектакль на колёсах: чем ещё удивляет калининградский трамвай - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

История юбиляра

Появлению электротранспорта в Кёнигсберге предшествовали конки. 26 мая 1881 года начали движение первые вагоны, менее чем через месяц открыли вторую линию. В конце 1887-го в городе работали пять линий трамвая на конной тяге.

15 фактов за 130 лет 

1. Для первой линии Закхайм — Пиллауский вокзал на заводе «Феникс» в Руре заказали трамвайные рельсы, а на заводах «Всеобщей компании электричества» — контактную сеть, паровые динамо-машины и вагоны.

2. 31 мая 1895 в Кёнигсберге запустили электрический трамвай. Этому поспособствовало то, что пятью годами ранее заработала первая в Кёнигсберге электростанция «Мюленгрунд» рядом c Королевским замком. 

3. Протяжённость путей к началу XX века достигла 54 км.

4. Если в других городах трамваи принадлежали частным компаниям, то в Кёнигсберге впервые запустили муниципальный транспорт. 

5. Кёнигсбергский трамвай побежал по рельсам на год раньше, чем в Нижнем Новгороде, на четыре года опередил московский, на 12 лет — петербургский.

6. Маршрут, по которому в конце XIX века со скоростью 9 км/час катался первый кёнигсбергский трамвай, проходил от Пиллауского железнодорожного вокзала (район Музея Мирового океана) до Нового рынка (район памятного знака морякам-балтийцам на Московском проспекте). 

7. В первый год эксплуатации перевезли 923 тысячи пассажиров, к 1913-му — 24 миллиона.

8. В 1895 году длина рельсового пути составляла 5,7 километра, через 10 лет — 86,2 км.

9. К концу первого десятилетия ХХ века в Кёнигсберге работали 9 муниципальных трамвайных маршрутов и ещё 4 — акционерного общества «КЁСАГ», а к 1938 году — 15.

10. Сначала вагоны для удобства горожан различались по цветам, нумерацию маршрутов ввели только в 1941 году.

11. В октябре 1943 года в часы пик пустили экспериментальный трамвай без скамеек — стоячий вагон.

12. Электротранспорт ходил с 5 утра до 24 часов с интервалом 10 минут. 

13. В 1931 году открылось депо за строящимся тогда Главным железнодорожным вокзалом. И сегодня в Калининграде это тоже «большой гараж» для рельсового транспорта.

14. Во время Второй мировой войны трамвай перевозил пассажиров до января 1945 года. В советском Кёнигсберге он стал первым и единственным видом городского транспорта. Контактная сеть была повреждена на 80%, после ремонта остались лишь 100 моторных и 110 прицепных вагонов. Власти города назвали восстановление движения народной стройкой. Каждый участок бывшей кёнигсбергской линии курировали предприятия и учреждения. Первые переселенцы разбирали завалы, восстанавливали путевое хозяйство, ремонтировали подвижной состав. Им помогали немецкие специалисты.

15. В 1960-е годы в Калининграде было 9 маршрутов, почему-то не было «семёрки». В начале 80-х их стало 10, а в 90-е — опять 9: исчезла «тройка». Трамвайная сеть охватывала весь областной центр. Сегодня пассажиров по рельсам возят только «тройка» и «пятёрка».

«Трамваи не отапливались, водили их стоя»: история одной из первых вагоновожатых Калининграда. Трамвай без управления: как «призрак» напугал калининградцев в 40-е годы.