В канун Рождества корреспонденты «Клопс» побывали в женском монастыре во имя святой великомученицы Екатерины, что находится в посёлке Родники, и понаблюдали за праздничными приготовлениями.
Богослужения проходят в бывшей кирхе Арнау — это одно из старейших религиозных сооружений области с семисотлетней историей, православным храмом она стала 11 лет назад. Внутри сохранились уникальные фрески, сводчатый потолок. Ежедневно сюда приезжают по несколько экскурсионных автобусов.
Сейчас это храм великомученицы Екатерины, торжественные службы по случаю Рождества Христова здесь начнутся 6 января. Внутренние помещения украшают заранее. Утром мы застаём в церкви сестёр Арсению и Савву. Они достают из коробок игрушки и фонарики. Им помогают три алтарника. Парни таскают тяжести, расставляют ёлки.
Параллельно здесь проходит очередная экскурсия. Туристы заинтересованно подходят то к одной фреске, то к другой и внимательно слушают, что им рассказывают. Самый выгодный ракурс открывается у иконостаса, отсюда можно получше разглядеть фрагменты древних росписей.
«Постоянно приезжают экскурсоводы, они более-менее правильно всё рассказывают. Ну то есть без мистики всякой, легенд про чудотворные камни на территории», — с улыбкой объясняет инокиня Савва.
Она самая молодая в обители, это её третье Рождество в монастыре. Савва трудится над убранством вертепа. Украшает его искусственными ветками, красными фруктами и ягодами.
«У нас в центр рождественской композиции ставится такая объёмная икона, которую архиепископ Серафим подарил. Он привёз её из Иерусалима».
Серебристый киот — остеклённый ящик, в который помещён образ — отделан перламутром, в центре — сцена Рождества. В складках тёмной ткани в обрамлении мерцающих фонариков вертеп выглядит таинственно и торжественно. Савва то и дело отходит подальше, чтобы осмотреть всю композицию целиком и решить, что поправить.
В центре храма на полу стоит огромная многоярусная кованая люстра — паникадило. В держателях настоящие свечи, что является редкостью.
«В основном у всех лампочки, а у нас вот свечи, и зажигаем мы их только по праздникам — это очень кропотливый труд. Их надо зажечь, подождать, когда они хорошенько разгорятся, и только тогда поднимать. Мы берём восковые, от парафина на стенах может появиться копоть», — объясняет Савва.
Паникадило украшают еловыми ветками и фонариками. Руководит процессом монахиня Арсения, она постарше и построже. На плечи накинута пуховая шаль, из-под чёрного платка выбиваются седые волосы. Увидев корреспондентов, звонит настоятельнице уточнить, может ли она давать интервью. Получив положительный ответ, рассказывает, что какого-то особого пышного праздника в мирском понимании на Рождество в обители не будет. Главное здесь —торжественные богослужения.
«Раньше дети прихожан даже устраивали концерт, но уже два года как это не делается из-за пандемии. Просто в семейной тихой обстановке порадуемся родившемуся Христу».
Обитель и правда малочисленна: считая Савву и Арсению, здесь живут всего четыре сестры.
Шум от туристов смолкает, экскурсия закончена, и в храме становится тихо. Утреннее солнце пробивается сквозь витражи и скользит по стенам.
Сейчас в обители время строгого поста. Меню состоит из блюд без масла, мяса и животных жиров. 6 января приготовят колево — кашу из цельных зёрен с добавлением мёда и сухофруктов. Угостятся блюдом уже после утренней литургии.
Пока в храме последние приготовления к Рождеству. Украшенное паникадило плавно взмывает вверх, его поднимает трос на специальном электронном механизме. Мерцают игрушками и фонариками ёлки у алтаря.
Пылесосят дорожки и полы, а коробки уносят в подсобки. Предстоит ещё расставить букеты белых роз — подарок одной из прихожанок.
«Приходите в гости, просто погулять или на службу, у нас хорошо», — провожает нас Савва.
Справка
Монастырь стоит на холме у правого берега реки Преголи. Здание, где живут монахини, огород и птичий двор были возведены вокруг древней кирхи с богатой историей. Она была построена в XIV веке рыцарями Тевтонского ордена в местечке Арнау на завоёванных у пруссов землях. Старинные фрески иллюстрировали 119 сюжетов из Ветхого и Нового Завета. Посвящённая св. Катарине (Екатерине), кирха являлась местом паломничества католиков вплоть до церковной Реформации в XVI в. Затем в здании обосновалась лютеранская община и внутреннее убранство было заменено, а росписи скрыты побелкой. Только в 1908-1911 гг. в ходе первой комплексной реставрации здания часть уникальных фресок XIV в. вновь открыли. Во время боевых действий в 1945 году кирха была сильно повреждена. С 1960 г. здание использовалось под зернохранилище, лишь в 1990-е годы в нём начались противоаварийные и консервационные работы. В 2009 году кирха поставлена на государственный учёт, как объект культурного наследия. 11 мая 2010 гг. здание было передано Калининградской епархии Русской православной церкви.