Что мы знаем о туристах? В Калининграде они хотят увидеть Европу и море. А как они выглядят и о чём говорят? «Клопс» поговорил с горожанами и попытался собрать портрет типичного путешественника.
Еда
Чтобы вычислить туриста, ты должен думать как турист. Вот вы захотите любоваться руинами замков да дюнами на пустой желудок? Вряд ли. Круг поисков сузился.
Кафе
Два сезона подряд 24-летняя Вероника (имя изменено) работает в одном из кафе в «Европе». К приезжим она без симпатии: «Может показаться, что москвичи поголовно богатые. Нет. Они жадные, вредные, рассчитываются по безналу — с чаевыми очень туго».
Официанты для таких туристов, считает девушка, лишь обслуживающий персонал. Столичные гости интересуются новомодными гастрономическими тенденциям: если молоко к кофе, то безлактозное, булочка — без глютена.
«Очень много внимания требуют к себе. Уваливаясь на стул, крутой дядька может заявить: «А что ты мне можешь предложить?» А потом всё равно по классике: борщ, водка, строганина. И по чеку будет трясти».
Столичный турист глазами Вероники — слегка неопрятный персонаж, но одевается удобно, на плечах несёт качественный рюкзак: весь день на ногах. С чем только не сравнивал он, бывалый, Калининград: с Испанией, Португалией, Италией, Словакией. «Во всём мы проигрываем, но это по мнению жителей Москвы. Они уже наездились. Сейчас повалили с Урала, Сибири. Этим нравится», — уверяет официантка.
Уличная кофейня
Молоденькая Василиса готовит кофе в павильоне неподалёку от храма Христа Спасителя. Путника девушка вычисляет по двум важным атрибутам: фотоаппарату внушительных размеров и взгляду — удивлённому, цепкому и слегка растерянному.
«...А они спрашивают: что у вас есть интересного в городе? Я обычно отправляю в Музей янтаря и на Остров Канта. Им здесь очень нравятся, но постоянно сравнивают с Питером. Я не знаю, почему», — по словам бариста, в большинстве случаев Калининград туристический бой выигрывает.
У Василисы есть «сканер», который определит гостей города наверняка: они всё читают. От ценника на мороженое взгляд соскользнёт на плитки шоколада, а девушка не упустит возможность посоветовать лакомство. В благодарность за сервис — по-московски щедрые чаевые.
Бутик-бар
А вот из-за барной стойки кафе на Колоскова туриста внешне не распознаешь. Бармену Дмитрию вспомнился случай:
«Остановился мужик из Москвы в «Европе», спустился в бар на первом этаже в халате и тапочках. Заказывает ликёр. Когда пьёт, причмокивает. А потом макает два пальца в шот и через себя перекидывает».
Транспорт
Обычно туриста манят традиционные места отдыха — музеи и набережные. С общественным транспортом дай бог разобраться, скорее всего путешественник возьмёт такси.
Такси
Олег, 23 года, водитель «Яндекс такси». С иногородними встречается часто, но общение скоротечное. По его словам, москвичи приезжают в командировки, охотно болтают о столичных пробках, в которых «виноват президент». Остановится москвич в Зеленоградске или Светлогорске.
Другое дело — питерцы, говорит Олег: «Они больше «про поболтать». Чаще всего обсуждаем погоду — похожа или нет. Они приезжают именно в отпуск, ищут достопримечательности», — если спросить питерца, куда сходить в Северной столице, получишь целый список.
Особенно парню запомнился гость из Краснодара. Над калининградскими пробками мужчина посмеялся, как ребёнок: «Вот у нас жопа: если встанете, то надолго. В жаре». Северяне сравнивают Балтику с Белым и Баренцевым морями: ерунда, что купаться ещё не сезон.
Катер
Мужчина в тельняшке и очках-«авиаторах» прячется в тени дерева, неподалёку Музей Мирового океана — ходовая точка. Дядя Саша, так он представился, частенько слышит байки от путников с Дальнего Востока.
«Они мечтают переехать к нам жить. Кроме них, москвичей и ленинградцев никто и не катается. У остальных денежек не водится. Богатеньких сразу видно по глазам, каким-то мелким деталям вроде часов. По одежде трудно определить. Если человек очень обеспеченный, то одет как бомж. Очень обеспеченные на катерах не катаются».
Остальные интересуются городскими музеями, говорит капитан, нахваливают Рыбную деревню и орган в Кафедральном соборе. А если кто не был на фортах, дядя Саша советует: «Потом возвращаются восторженные, благодарят».
Развлечения
Исторический музей
Сотрудница исторического сектора Лиана Вердян отмечает: приходят люди образованные и подготовленные. Экспозиция им интересна: «Это самый первый музей, который был образован здесь после Восточно-Прусской операции, когда территория перешла Советскому Союзу».
Тема штурма Кёнигсберга — вне конкуренции. Чаще других гостей у трёхмерной панорамы можно встретить «людей среднего возраста и старше, от сорока лет». Летом много детей со всей страны.
«Очень много людей приезжает из Москвы, если говорить о субъектах и городах России. Дальше Санкт-Петербург, Урал. Калининград любят, приезжают из холодных областей», — путешественники особенно хвалят гидов, которые умеют своими историями заразить любовью к городу.
Росту турпотока поспособствовали чемпионат 2018-го года и пандемия. На этой неделе в музей позвонила семья — мама, папа и подросток: Лиану спрашивали о тематических экскурсиях. «Видно, что они уже были в нашем городе, интересуются конкретным», — говорит девушка.
Библиотека
Есть такой лайфхак: если не знаешь, где найти информацию о городе — сходи в местную библиотеку. Сотрудница «Чеховки» Юлия уверяет, что туристы любят использовать читальные залы как коворкинги.
«В основном приезжают из дальних городов России, работают. Недавно был молодой человек из Москвы — он записался во все отделы, особенно интересовался краеведческой литературой. Сказал, что приехал, чтобы изменить жизнь».
По наблюдениям Юлии, в библиотеки заглядывают парни от 25 до 30 лет — столичные, питерские. Многие подолгу рассматривают стенды. Был один смельчак из Саратова:
«Программист. Наверное, ему понравился наш радушный приём. Раз попросил чай, потом вторую кружку. А там и торта кусочек отрезать. Мы, конечно, рады с книгами и советами помочь, но здесь не столовая», — девушка думает, что парень захаживал, чтобы побыстрее освоиться и завести новые знакомства.
Жителям крупных городов в калининградцах нравится душевность, отзывчивость. «Мы иногда можем перейти эту невидимую черту, поговорить на личные темы. Там такое, конечно, не принято», — считает Юлия. Чаще всего хвалят море, электрички, зелень и достопримечательности.
Караоке
Елизавете 27 лет. Где только калининградка не работала: в барах, караоке и ночном клубе. Ох как отчитала бы она приезжих за вызывающее поведение. «Иногда они просто дикие, такого местные не выкинут. Уважения к официанту — ноль. Как они едят, разговаривают, танцуют — всё это странно. Очень быстро напиваются», — заметила девушка.
Однажды Лизе повезло. Щедрый москвич разговаривал на «вы», спокойно поел, выпил и оставил четыре тысячи «на мороженое».
Алкогольный магазин
Сотрудница пивного магазина Анна часто встречает туристов из гостиницы «Москва». Гости интересуются крафтовыми напитками, признаваясь, что у них такое редкость.
«Люди какие-то другие. Они приезжают по несколько раз, Калининград считают красивым городом, настоящей Европой. Жалуются только на климат: до обеда может быть жара, а потом польёт на голову», — за спиртным заскакивают весёлые компании друзей, реже — командировочные.
Палатка с мороженым
Точка Лады — напротив зоопарка. Девушка думает, что только туристы к ней и подходят: «Чаще всего спрашивают, как пройти к центру. Взрослое поколение, иногда с детьми — приложения, наверное, не используют».
Полакомиться пломбиром любят бабушки. «Щедры ли они? Пойдёт», — с улыбкой отвечает калининградка.
Сувениры
Ирина работает на Ленинском проспекте. Туристы? Да вот же они — говорит продавец. Две женщины разглядывают подвески из крупного янтаря. О нём путешественники «не знают ничего, приходится всё рассказывать».
«Берут всё подряд, чаще всего украшения с серебром. Не слышу, что в Калининграде что-то там плохо — всем нравится. Когда надо что-то посоветовать, говорю: «Интернет вам в помощь, там всё подробно рассказывается. Включаете навигатор — и вперёд». Одиночных туристов мало, в основном приходят парочками».
Женщина считает, что турпоток в этом году в три раза больше, чем в 2020-м. Посетителей можно сравнить с любителями музеев: многие не покупают, а приходят «просто посмотреть и даже это не скрывают».
«Клопс» изучил отзывы на Tripadvisor и выбрал шесть забавных комментариев. Писали их туристы.