13 апреля отмечается международный день рождения троллейбуса. Движение этого вида транспорта в Калининграде было открыто в 1975 году. Первая линия проходила от площади Калинина до Советского проспекта. Затем появились и другие маршруты. Сегодня их в областном центре осталось только три. «Клопс» поинтересовался у экспертов, нужен ли троллейбус Калининграду.
Неээфективные и убыточные
Последний раз город приобретал троллейбусы в 2010-2014 годах. На сегодняшний день в исправном состоянии 40 машин, их средний возраст — десять лет.
В мэрии говорят о множестве недостатков троллейбусов. Главный из них — неэффективность и убыточность.
Когда троллейбусы запускали, в городе было значительно меньше автомобилей, и вопрос о маневренности и скорости движения троллейбусов не стоял.
«Сегодня ситуация сильно поменялась. В пробках в ожидании проезда «рогатого» выхлопных газов от машин ещё больше поступает в атмосферу», — говорит автоэксперт Алексей Нестеров.
К недостаткам «рогаток» можно отнести слабую надёжность из-за зависимости от контактной сети, высокие расходы на содержание и ремонт инфраструктуры. Троллейбусы исчезают во многих городах мира, утверждает специалист. По его словам, недавно самая большая сеть была уничтожена в Москве.
По данным комплексной схемы организации движения Калининграда, у троллейбусных маршрутов — самый низкий пассажиропоток .
Самый тихий и безопасный транспорт
Троллейбусы оказывают меньшее воздействие на окружающую среду, к тому же это самый тихий и безопасный общественный транспорт, считает калининградский урбанист Алексей Макаров.
«Достаточно постоять на остановке с большим количеством трафика и понаблюдать, как ездят автобусы (даже сравнительно новые), как они тормозят и стартуют, и как это делают троллейбусы. В мире троллейбусные системы развиваются наряду с трамвайными. Есть машины с автономным ходом, они могут и аварию с пробкой объехать без проблем, и на каких-то улицах в центре можно и провода убрать», — говорит Макаров.
Существующее техническое оснащение троллейбусов и контактной сети осталось на уровне прошлого века. Отсюда множество проблем — в том числе с маневренностью.
Нужно не ликвидировать, а модернизировать, считает глава регионального союза защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев.
Чтобы сделать троллейбус более маневренным, необходимо навести порядок в дорожном движении, говорит специалист. Нужны, в частности, выделенные полосы для общественного транспорта.
Горожане не готовы отказаться от троллейбуса
В 2019 году было проведено голосование, какой вид электротранспорта предпочтительней в Калининграде. Горожане высказались за троллейбус и трамвай.
Тем временем новые троллейбусы для областного центра закупать не планируется, сообщил губернатор Антон Алиханов.
Пока ездят, мы их не трогаем.
«Моё мнение такое: они сейчас никому не мешают, будут использоваться и дальше. Пока ездят, мы их не трогаем. Если объём закупаемых автобусов на газомоторном топливе, либо в какой-то перспективе будут доработаны и нас устроят электробусы, можно подумать, чтобы от них (троллейбусов — прим. ред) отказаться с учётом перехода на другие виды экологичного транспорта», — пояснил Алиханов.
В ближайшей перспективе троллейбусы могут заменить только автобусы. За два года власти региона закупят больше 80 машин на газомоторном топливе. К тому же в парке "ГорТранса" пылятся 20 машин ЛиАЗ с пробегом.
Что касается электробусов, то власти от них отказались. Чтобы заряжать транспорт, нужны подстанции, то есть дополнительные инвестиции, к которым ни город, ни регион пока не готовы.