Текст: Елена Федотова , Фото: Игорь Зарембо
Зеленоградск – один из самых перспективных городов на калининградском побережье. В последние годы в курортном городе наблюдается настоящий строительный бум. О существующих, планируемых и замороженных стройках в нашем интервью с исполняющим обязанности главы Зеленоградского городского поселения Русланом АНДРОНОВЫМ.
Руслан Андронов,
и. о. главы Зеленоградского
городского поселения
Даже стороннему наблюдателю, который изредка бывает в Зеленоградске, видно, что город активно строится. С появлением Приморского кольца и улучшившейся транспортной доступностью интерес к зеленоградской недвижимости резко увеличился. Какие строительные объекты самые значимые для города?
– В 2014 году непосредственно в самом Зеленоградске было введено 32 тыс 929 кв. м жилья. В пересчете наквартиры – это 427 штук. Это данные только по многоквартирным домам, но есть еще и индивидуальные застройщики. Теоретически население Зеленоградска за прошлый год должно было увеличиться более чем на 1000 человек. Но на самом деле эти цифры весьма условные: большая часть новостроек – это «квартиры выходного дня», которые пустуют большую часть времени.
Курортному городу федерального значения куда интереснее, да и полезнее строительство отелей и гостиниц. И с прошлого года они стали открываться. В Зеленоградске появились современные отели с хорошим номерным фондом, зонами отдыха и развлечений (СПА, боулинг, кафе и пр.), которыми могут пользоваться не только гости города, но и жители Зеленоградска, что для нас весьма важно. Если говорить о крупных объектах, то в прошлом году открылся 5-звездочный СПА-отель «Зеленоградск», по литовскому проекту построил его частный инвестор из Мурманска. Заработал гостиничный комплекс «Геркулес», инвестором и застройщиком выступила калининградская группа компаний «Мегаполис». Они выкупили бывшую гостиницу «Спортивная», которая долгое время находилась в весьма плачевном состоянии, и полностью реконструировали объект.
В начале августа отметил официальное новоселье развлекательный комплекс «Парadox», это тоже результат удачной реконструкции. Сначала была приведена в порядок старая водонапорная башня, рядом с которой в декабре прошлого года завершили строительство нового современного здания, где разместился гостинично-развлекательный комплекс: жилые номера, рестораны, боулинг, квесты и пр. Строительством занимался инвестор c московскими корнями.
Отелей могло бы быть и больше, но очень много недостроев приходится на собственников, на которые муниципальные власти практически не имеют влияния.
О каких объектах идет речь?
– Согласно аналитической записке, подготовленной отделом архитектуры Зеленоградской городской администрации, на территории города 10 таких зданий — это и гостиницы, и кафе. Самые крупные и самые печальные находятся в самых «вкусных» местах города, в первой линии у моря — наглядный пример безответственности бизнеса перед городом, ведь объекты принадлежат довольно крупным компаниям. В прошлом году на променаде наконец-то полностью демонтировали ресторан «Прибой», сноса которого нам удалось добиться только в судебном порядке. Но нового развития эта территория пока не получила. Собственник, ООО «Прибой», когда-то заявлял о намерении возвести два высотных здания офисно-рекрационного назначения чуть ли не по 15–17 этажей, но четкого понимания, что и когда будет строиться, у него нет и по сей день. Что уж точно могу сказать, что столь высоким зданиям на променаде точно не место. Еще один «недострой века» находится рядом, на ул. Пугачева, – гостиничный комплекс Газпрома, который заброшен уже лет 10–15.Городские власти пытались судиться с собственником – ООО «Газпром Социнвест», но принудить его завершить или перепродать объект практически нереально.
Однако по некоторым объектам подвижки все же начались. Долгое время стоял недострой в центре города напротив районной администрации. После долгих «боданий» он все же был снесен по судебному решению, и сейчас начато строительство нового офисно-развлекательного комплекса с боулингом, кинотеатром и пр.
Остались ли свободные места в городе под строительство?
– В центральной части города участков для нового строительства нет. Единственный вариант –реконструкция старых зданий, исчерпавших свой срок эксплуатации.
Для инвесторов это, конечно, значительно дороже, чем строить на пустом месте, но близость моря в гуще туристической инфраструктуры — это аргумент, который многое перекрывает.
Как раз сейчас в Зеленоградске разрабатывается такой проект. Он охватывает 24 жилых дома довоенной и советской постройки на улицах Октябрьской, Володарского, Пугачева, Чкалова. По инициативе губернатора области Николая Цуканова решено было переселить жильцов в новые благоустроенные дома, а на месте старого жилья с привлечением инвесторов создать объекты туристической инфраструктуры. Всего нам предстоит расселить 143 квартиры. Для жильцов будет построен 153-квартирный муниципальный дом в районе окружной дороги, ведущей на Куршскую косу. Оценочная стоимость проекта – 225 млн руб. Но в результате открытого тендера, который выиграла компания из г. Немана «Стройпром», строительство дома обойдется чуть более 190 млн руб. Кроме «Стройпрома» в торгах принимали участие калининградская компания «СК-монолит» и
застройщик из подмосковного Пушкина. Победитель имеет опыт строительства многоквартирных домов и имеет объекты не только в Немане, но и в Калининграде.
С точки зрения жилого строительства город сейчас развивается в районе окружной дороги по направлению к Куршской косе?
– Эта территория практически исчерпана. Свободные земли есть в сторону поселков Малиновка, Вишневое, Клинцовка. Но сейчас эти участки с попустительства районной администрации осваиваются хаотично — нарезаны на небольшие, по сути, дачные наделы, которые используются под индивидуальную застройку, без принятия взвешенных решений по комплексному освоению территории – ни социальной инфраструктуры, ни дорог. Сетей тоже нет, из «благ цивилизации» только электричество, водоснабжение – скважины, водоотведение – выгребные ямы и септики. Что, к слову, является нарушением для курорта федерального значения, где запрещено строить жилые зданиябез централизованного водоснабжения и канализации. Но вместе с тем закон о дачной амнистии дает возможность строить такие дома.
Поговорим о сетях, весьма важном аспекте для развития любого города, а курортного в особенности.
– Сети мы реконструируем. Провели полную реконструкцию восточного водозабора, всего было пробурено 9 новых водоносных скважин, и в этом году у нас практически нет жалоб на перебои с водой. Проблемы с водоотведением тоже решаются. В Зеленоградске в отличие от Калининграда уже много лет работают очистные сооружения приморской группы городов, к которым помимо нашего курорта подключены Светлогорск и Пионерский. Но у нас до сих пор в старой части города не разделена ливневая и бытовая канализация, та-кая система водоотведения досталась нам еще от немцев. Дождевая вода и бытовые стоки идут в общий поток, и муниципалитет вынужден платить ОКОСу («Объединеные канализационные очистные сооружения приморской группы городов». – Прим. ред.)
за «дождь». Проект по разделу сточной и ливневой канализации уже есть, в данный момент проходит экспертизу, но городскому бюджету в одиночку
его не потянуть. По оценкам двухгодичной давности, стоимость предполагаемых работ порядка 300 млн руб., а собственные доходы города порядка 50 млн руб. Реализация возможна только за счет привлеченных средств областного, федерального бюджетов, различных целевых программ.
Что происходит с дорогами?
– Продолжается строительство съезда с Приморского кольца, в этом же году должна начаться реконструкция дороги на участке от разворотного кольца до Куршской косы.
Заказчиком будет выступать Управление дорожного хозяйства, так как это дорога областного значения, финансирование – областное. Стоимость этого участка дороги порядка 200 млн рублей, определение подрядчиков будет производиться через открытые аукционы.
На собственные деньги муниципалитет делает городские улицы, например, ул. Ткаченко в этом году, Московскую в прошлом, в перспективе реконструкция улицы Тургенева, по ней осуществляется въезд в центр с разворотного кольца. Это большие финансовые расходы, которые не под силу муниципалитету, проблема не только уложить новое асфальтовое покрытие, а реконструировать все инженерные сети, которые находятся под проезжей частью. Сейчас такая проблема возникла на улице Ленина, дорога требует ремонта, но без замены изношенных немецких коммуникаций укатывать новый асфальт нет смысла, все равно придется вскрывать из-за периодического прорыва труб.
Инвестиции , которые приходят в Зеленоградский район, нацелены в основном на объекты туристической инфраструктуры. Какие крупные проекты сейчас в реализации?
– Если говорить о самом Зеленоградске, то это строительство марины на реке Тростянке. Сейчас завершено строительство причальных стенок для яхт и маломерных судов, развитие этой территории активно продолжается. Всего проект под названием «Яхт-клуб «Куршский залив»охватывает территорию площадью 0,66 га. Общий объём инвестиций – более 800 тыс. руб. В планах строительство двух отелей высотностью 4 и 5 этажей с мансардами на 40 и 55 номеров соответственно. Один из них будет строить «Центр комплектного проектирования», организация, учрежденная Корпорацией развития туризма Калининградской области. Строительством второго отеля заинтересовался МГУ им. Ломоносова. Уже подписаны предварительные соглашения между ректором университета и губернатором области. В яхт- клубе появятся рестораны, прогулочная зона, парковки.
Рассказ о том, как строились причалы в марине на р. Тростянке, читайте на стр. 24. журнала "Строю и ремонтирую"