В уходящем году россияне старались не терять в качестве жизни, но при этом всё больше привыкали экономить: например, предпочитали готовую еду и товары для ЗОЖ, но искали варианты со скидкой. Итоги потребительской активности — 2025 «Клопс» прокомментировали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
Результаты исследования поведения покупателей, в котором приняли участие 1 150 человек из крупных городов России, также опубликованы компанией Ormatek в среду, 10 декабря. Согласно этому опросу, лидерами продаж стали товары для дома и бытовая техника.
«Матрасы, подушки и постельное белье приобрели 75% участников исследования, — отмечено в сообщении. — Почти столько же активно закупали бытовую технику и электронику — 72%. Дополняли интерьер текстилем и элементами декора 65% респондентов, 42% опрошенных обновляли мебель». Такие данные позволили авторам сделать вывод, что россияне сосредоточились на улучшении качества жизни.
Похожую точку зрения поддерживают и другие эксперты. Хотя, как говорят специалисты по розничной торговле, в 2025 году основная часть расходов россиян по‑прежнему приходилась на повседневные покупки, стремление к сохранению комфорта действительно прослеживается.
Так, председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов назвал одним из ключевых трендов 2025 рост сегмента готовой еды. Спрос на неё увеличивается в среднем на 30% второй год подряд. Особенно заметно продажи выросли в магазинах у дома: на 52–83%.
«Покупатели реже готовят сложные блюда дома, чаще берут салаты, роллы-сэндвичи и готовые супы по пути, — отметил Богданов. — Ценят скорость покупки и удобство. Поэтому именно готовая и упакованная еда становится одним из драйверов повседневных расходов».
Параллельно усиливается запрос на здоровый образ жизни: за два года спрос на продукцию для ЗОЖ в крупных торговых сетях вырос на 15–30%, в отдельных сетях — до 40%. Диетический и протеиновый сегмент, по данным АКОРТ, также показывает устойчивый двузначный рост. Покупатели стали чаще выбирать продукты с улучшенным составом и функциональными добавками.
При этом структура трат на продукты и товары ежедневного спроса заметно меняется. На фоне высоких ставок и сберегательных настроений укрепляется модель «умного потребления».
«Покупатели чаще выбирают форматы экономии, магазины у дома и дискаунтеры, которые позволяют контролировать чек без существенного снижения привычного уровня качества и удобства», — подчеркнул Станислав Богданов.
В 2026 году перераспределение повседневных расходов в пользу готовой еды и продуктов для здорового питания продолжится, прогнозирует эксперт. Эти категории уже демонстрируют устойчивый рост продаж и закрепляются в ежедневном рационе.
За магазинами у дома и дискаунтерами преимущество тоже, скорее всего, сохранится: этот формат предлагает быстрые решения и понятную экономию, так что подходит для большинства домохозяйств.
Калининградцу в магазине бытовой техники навязали страховку на товар, но он нашёл выход.