Ядро Земли изменило направление вращения: учёные объяснили, что это значит для планеты

1. Россия и мир

Глубоко внутри Земли находится твёрдое металлическое внутреннее ядро, которое крутится независимо от остальной планеты. За последние годы его скорость резко изменилась, и теперь оно может вращаться в обратном направлении. Что это значит, выяснял «Московский комсомолец».

Внутреннее ядро было открыто датским сейсмологом Инге Леманн в 1936 году. В 1970-х и 80-х годах предложили идею о его дифференциальном вращении. В 90-х годах были опубликованы сейсмологические данные, подтверждающие эту гипотезу, а в 2023 году предложили модель, показывающую, что внутреннее ядро в прошлом вращалось быстрее Земли, но теперь замедлилось и изменило направление.

Учёные выявили, что скорость вращения внутреннего ядра изменяется в 70-летнем цикле. С 2008 по 2023 год оно начало крутиться в обратном направлении относительно мантии. Новое исследование 2024 года, которое включало анализ сейсмических волн от землетрясений и ядерных испытаний, подтвердило эти данные.

Внутреннее ядро состоит из железа и никеля, его температура около 5400°C, как у поверхности Солнца. Вращаться его заставляет магнитное поле Земли. Гравитация и течение жидкого внешнего ядра оказывают сопротивление. Когда оно вращается медленнее, мантия ускоряется, что может уменьшить продолжительность суток на тысячные доли секунды.

Глубина и недоступность внутреннего ядра означают, что остаются серьёзные неопределённости. Исследователи продолжают собирать данные и улучшать методы наблюдений. Важными остаются границы между жидким и твёрдым ядром, мантией и корой, где могут происходить значительные геологические процессы, включая вулканическую активность.

Российские учёные заявили, что скорость вращения Земли за последние годы аномально увеличилась.