10:13

За год наценка на социально значимые товары в России снизилась в 2,5 раза

  1. Россия и мир

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила ежегодный доклад о развитии конкуренции, проанализировав изменения стоимости социально значимых продуктов за прошлый год. Об этом пишут «Известия».

Речь идёт о говядине, свинине, птице, масле, чае, овощах, молоке и т.д. В среднем наценка на эти продукты резко снизилась до 6,4% в 2023 году с 16% в 2022 году и 22% в 2021 году. Однако ФАС отмечает, что инфляция в стране по-прежнему находится на довольно высоком уровне, что мешает полной реализации механизмов стабилизации цен. 

За прошлый год количество жалоб граждан о росте цен на продукты снизилось с 22 тыс. в 2022 году до 1,9 тыс. в 2023 году, то есть в 11,6 раза. ФАС отметила, что это свидетельствует об эффективности мер по сдерживанию роста цен.

Минсельхоз держит на особом контроле ситуацию со стоимостью продовольственной продукции. В ведомстве отметили, что в начале 2024 года отпускные цены на определённые продукты были ниже или на уровне аналогичного периода 2023 года. В Минпромторге добавили, что некоторые компании устанавливают нулевые или даже отрицательные торговые наценки на продукты питания за счет собственной прибыли.

В 2023 году наблюдались многочисленные спекулятивные практики бизнеса, заявил глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. В эти схемы были вовлечены производители, дистрибьюторы и торговые сети.

Показатель средней наценки, приведенный ФАС, скорее говорит об эффективности работы регулятора, чем об общем улучшении ситуации с ценами, считает глава Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.

«Подорожание товаров и ограничение наценок в рознице — это два параллельных процесса. Если торговая сеть поставит нулевую надбавку на продукцию, но ее закупочная стоимость вырастет на 20%, то изменения на полке произойдут пропорционально. Таким образом, ограничение наценок в рознице слабо влияет на цены для потребителя в условиях увеличения себестоимости у производителей», — пояснил он.

По его мнению, разница между ценами поставщиков и ритейлеров в целом значительно больше, чем несколько процентов. В некоторых случаях разница может доходить до удвоения цены (рост на 100%) на полках по сравнению с входными ценами.

В Ассоциации компаний розничной торговли подчеркнули, что наценка торговых сетей не является ключевым фактором при формировании розничной цены товара. Ее основные составляющие определяются в других звеньях товаропроводящей цепи. По итогам 2023 года крупные ритейлеры удержали рост стоимости социально значимых продуктов на 2,3 процентных пункта ниже уровня инфляции.

ФАС начала проверять цены на яйца в крупнейших торговых сетях России.

Уйма
Читать