В России хотят легализовать ремонт иностранного оборудования без использования оригинальных запчастей. Об этом пишут «Известия».
Это предложение рассматривает в Госдума по инициативе Ассоциации параллельного импорта. Эксперты указывают, что в перспективе изменения могут затронуть и другие отрасли промышленности.
Во вторник, 12 марта, в парламенте прошло экспертное совещание, на котором обсуждалась эта инициатива. Ремонт иностранного оборудования, как и оно само, сейчас защищён нормами интеллектуальной собственности. Это означает, что российские компании могут столкнуться с юридическими проблемами при попытке чинить технику без использования официальных сервисов и оригинальных деталей. Подобные судебные прецеденты уже были, отмечают эксперты.
«Целый ряд практикообразующих прецедентных решений закрепили для нижестоящих судов позицию о том, что неавторизованный правообладателем ремонт оригинальных товаров приводит к созданию товара ненадлежащего качества, что равносильно, по мнению суда, по интеллектуальным правам, к производству подделки», — объяснил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семёнов.
«Сегодня компании, которые восстанавливают компоненты зарубежных производителей, действительно нарушают законодательство об авторских правах. Российский импортированный автомобильный парк стареет, и вопрос ремонта становится всё более актуальным», — отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Зампредседатель наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев считает, что проблема старения техники в России актуальнаи для других отраслей, таких как строительство, энергетика и промышленность. С учётом санкций, необходимо было бы отказаться от соблюдения авторских, интеллектуальных и патентных прав, считает он.
Гусев отмечает, что помимо транспортной отрасли, смягчение требований к ремонту также необходимо для предприятий, производящих социально значимую продукцию, например, топливо. Однако существующие технические регламенты и правила промышленной безопасности требуют соблюдения предприятиями руководства по эксплуатации оборудования, что подразумевает использование только оригинальных запчастей. В результате компании, использующие копии деталей, могут подвергнуться штрафам. Для решения этой проблемы необходимо бороться с недобросовестной сертификацией и повышать требования технических регламентов, а также вводить новые для отдельных видов техники. Отечественные производители уже активно инвестируют в создание комплектующих, однако вопрос импортозамещения сложно решить без комплексной государственной поддержки, считают в ассоциации.
В России начались проблемы с препаратами и оборудованием для стоматологов.