14:31

В Минтрансе определились, как будут искать виновников аварий, в которых замешаны машины на автопилоте

  1. Россия и мир

Нести ответственность за аварии с беспилотными автомобилями, которым с 2025 года разрешат движение без человека в салоне, будет владелец транспорта, который, однако, имеет возможность переложить вину на производителя, диспетчера или дилера. Такая информация содержится в последней версии проекта закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), представленной Минтрансом после публичных обсуждений, пишет «Коммерсант».

Закон предписывает оформление ДТП с ВАТС только через ГИБДД. Использование европротокола будет запрещено. Страховщики, возмещая ущерб, получат право запрашивать у владельцев беспилотников данные из «чёрных ящиков».

Документ устанавливает условия для допуска ВАТС на дороги, включая наличие «бортового устройства регистрации событий» и системы, позволяющей перевести машину в «состояние минимального риска». Все беспилотники должны быть зарегистрированы в ГИБДД и проходить регулярное техническое обслуживание.

В новой версии появились дополнительные нормы и ограничения, такие как запрет использования ВАТС на участках, входящих в маршруты перевозок опасных грузов. Вводится также обязательное обновление программного обеспечения для эксплуатации беспилотных машин. После принятия закона правительство должно будет установить правила «информационной безопасности» для них и их учёта. 

Хозяин ВАТС, согласно документу, должен нести гражданско-правовую ответственность за причинённый ущерб. Но он может быть освобождён от неё, если докажет, что вред был вызван «непреодолимой силой или умыслом потерпевшего». Если причина в «конструктивных особенностях (недостатках) системы управления или ВАТС в целом», ответственность может быть возложена на производителя автомобиля. Если авария произошла из-за «неосуществления диспетчерского контроля», это вина диспетчера. При случаях аварий из-за плохого технического обслуживания, ответственность возлагается на дилера.

Несмотря на экспертную поддержку законопроекта, высказываются опасения относительно перекоса ответственности в сторону владельцев ВАТС, что может отпугнуть предпринимателей, оказывающих услуги с использованием таких автомобилей. Эксперты также призывают доработать документ, чтобы учесть применение высокоавтоматизированной специальной техники и учесть особенности дорог, такие как парки и придворовые территории.

На МКАД после аварии взорвался автомобиль Tesla на автопилоте.