Почти все выделенные из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 300 млрд руб. на сделки по переоформлению иностранных лизинговых самолётов уже израсходованы. Об этом пишет «Коммерсант».
Последние средства были направлены на решение вопросов по 28 самолётам «Аэрофлота», 45 лайнерам S7 и 19 «Уральских авиалиний». Большая часть бюджета, примерно 250 млрд руб., была использована на 86 бортов «Аэрофлота». Частные перевозчики переоформили самолёты в лизинг на 15 лет, избежав при этом требования правительства о ежегодном перечислении чистой прибыли для ускоренного выкупа. Компания iFly, заключившая сделки на три лайнера, пока не получила средства.
В бюджете ФНБ осталось всего 3,5 млрд руб. на приобретение самолётов у иностранных владельцев. Уже куплено 150 лайнеров, из которых 86 приходится на «Аэрофлот». Средства были выделены для страхового урегулирования отношений с иностранными лизингодателями, чьи самолёты остались в России после введения западных санкций в феврале 2022 года. Средства были предоставлены в виде льготного займа по ставке 1,5% на 15 лет, а новым собственником стало лизинговое предприятие «НЛК-Финанс», контролируемое Росавиацией. Первые 35 млрд руб. выделили «Аэрофлоту» в начале 2023 года, а последующие сделки касались переоформления самолётов различных лизинговых компаний.
«Уральские авиалинии» урегулировали с AerCap вопрос по 19 самолётам, а S7 заявила — по 45. AerCap сообщила, что получила 572 млн долларов за 19 Airbus «Уральских авиалиний» и 29 — S7. Стоимость самолётов «Уральских авиалиний» оценивают примерно в 30 млрд руб., из которых 13,5 млрд руб. авиакомпания также доплатила из своей чистой прибыли. Таким образом, частным компаниям досталось из ФНБ около 30–40 млрд руб.
Другой фирмой, которой удалось договориться об условиях сделки по трём самолётам Airbus на сумму 9 млрд рублей, стала iFly. В данном случае речь идёт о прямом выкупе воздушных судов у ALC (США). Пока неизвестно, получит ли этот перевозчик хотя бы часть средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Несколько источников «Коммерсанта» предполагают, что все оставшиеся средства ФНБ будут направлены на урегулирование ситуации с самолётами «Аэрофлота», даже если предел в 300 млрд рублей будет увеличен. Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов считает, что в текущем году авиакомпании, вероятно, не смогут повторить прошлогодние прибыли.
В ЕС хотят обвинить Россию в угоне почти 40 лайнеров, принадлежащих авиакомпаниям РФ.