12:00

Госдума предложит кабмину вернуть запрет на экспорт дизеля, потому что цены на топливо выросли в 58 регионах РФ

  1. Россия и мир

В Госдуме планируют предложить правительству вновь ввести запрет на экспорт дизельного топлива. Депутаты обратятся в кабмин с таким предложением в случае серьёзного роста цен, пишут «Известия» со ссылкой на комитет ГД по энергетике.

Цены уже вторую неделю идут вверх: по данным Росстата, с 21 по 27 ноября стоимость дизеля повысилась на 0,3%. В 58 регионах чек вырос, причём в девяти из них — довольно значительно. Эксперты и участники рынка полагают, что причина в недавнем снятии запрета на экспорт ДТ.  Средняя цена дизеля в стране на 27 ноября составила 64,26 рубля за литр.

«Буквально неделю–две назад биржевые цены на зимнее топливо «–15» стоили 52–53 рубля за литр, сейчас «–30» стоит 59–60 рублей за литр, из-за этого и происходит рост цен в рознице. В некоторых регионах может использоваться также арктическое топливо, которое ещё дороже», — заявил президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»  Владимир Матягин.

Он отметил, что недавно правительство сняло запрет на экспорт ДТ, которое сейчас растёт в цене на мировых рынках. Вывоз продукции за рубеж стал выгодным для компаний, однако это оказывает негативное влияние на внутренний рынок. Ранее ассоциация уже  предлагала полностью запретить вывоз топлива из страны и ввести регулируемые цены. Этот вопрос вновь будет обсуждаться на круглом столе в Госдуме 7 декабря. Комитет по энергетике ГД также сообщил, что депутаты готовы снова обратиться к правительству с вопросом о введении запрета на экспорт, если цены на топливо внутри России значительно вырастут.

«К сожалению, то, что цены начали расти, а принятые меры по их сдерживанию оказались временными, действительно так. Основная причина — возобновившийся экспорт нефтепродуктов за границу. Нефтегазовым компаниям выгоднее продавать туда топливо, чем внутри России. Поэтому мы фиксируем рост. Если он будет очень серьёзный, то депутаты Госдумы вновь вернутся к постановке вопроса о прекращении экспорта», — подтвердил первый зампред комитета Игорь Ананских, добавив, что крупные российские нефтяные компании могут начать сами сдерживать цены на внутреннем рынке.

В Минэнерго отмечают, что ситуация на оптовом рынке моторных топлив постепенно улучшается. Наблюдается изменение цен в сетях АЗС, которые ранее не повышали розничную стоимость.

«При этом повышение не должно превысить плановые годовые уровни инфляции. Сейчас по летнему дизельному топливу цены в среднем снизились с сентябрьских пиков до отметок весны 2023 года. Похожая тенденция к общему снижению биржевых цен наблюдается и по другим видам моторных топлив», — считают в Минэнерго.

В ведомстве отмечают, что снижение биржевых цен связано с насыщением внутреннего рынка предложением и формированием крупных запасов топлива. Было снято большинство ограничений на экспорт, которые ввели в сентябре. В настоящее время внутренний рынок полностью обеспечен предложением, и Минэнерго ежедневно контролирует ситуацию. По данным министерства, оптовые цены также снижаются на фоне окончания летнего сезона повышенного спроса и завершения ремонтов НПЗ.

По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, розничные цены на дизельное топливо возросли из-за увеличения их стоимости на оптовой бирже. С 17 ноября они выросли на 2,91%.

«Их рост начался в день снятия запрета на экспорт дизеля и бензина из РФ, поэтому основная причина кроется именно в этом. Цены на экспортном рынке на топливо выше, чем на внутреннем», — пояснил Чернов.

Для снижения стоимости топлива внутри страны правительство вернуло демпферные выплаты для нефтеперерабатывающих заводов в полном объёме. Это должно сгладить разницу между ценами на экспортном и внутреннем рынках. Необходимые меры уже приняты, считает Чернов. Сейчас важно только контролировать цены и ограничить их дальнейший рост — Федеральная антимонопольная служба должна взять на себя эту задачу. 

По информации ФАС, в результате контрольно-надзорных действий в розничном сегменте нефтепродуктов возбуждены 25 антимонопольных дел в 17 регионах. Кроме того, приняты меры по увеличению нормативов продажи топлива на бирже бензина (с 13% до 15%) и дизтоплива (с 9,5% до 12,5%).

«Выход ряда НПЗ из плановых ремонтов позволит увеличить его производство. В результате это приведёт к стабилизации биржевой цены. По данным ФАС, которые коррелируются со сведениями ЦДУ ТЭК, изменение цены на зимний дизель в перечисленных регионах на заправках вертикально-интегрированных компаний ниже уровня инфляции», — отметили в ФАС.

Правительство РФ отказалось вводить потолок на бензин и дизель.