Правительство доработало проект налоговых поправок, анонсированный Минфином на прошлой неделе. Что изменилось, разбирались эксперты РБК.
Документ увеличился до 100 страниц — почти в четыре раза. В четверг, 9 ноября, его рассмотрят во втором чтении.
Какие изменения предлагаются:
- Повышение штрафов по трансфертному ценообразованию
Поправки касаются ст. 129.3 Налогового кодекса, посвящённой санкциям за неуплату или неполную уплату налога в сделках между взаимозависимыми компаниями, на которые распространяется налоговый контроль на предмет рыночности. Для сделок между российскими резидентами штраф будет составлять 40% от неуплаченной суммы налога (не менее 30 тыс. рублей). Ранее планировалось, что его будут рассчитывать от суммы корректировки налоговой базы.
Однако ужесточение предусмотрено для внешнеэкономических сделок. За нарушение рыночности цены сделки будет грозить штраф в размере недоимки (не менее 500 тыс. руб.). Действующая норма предусматривает 40% от неуплаченной суммы (не менее 30 тыс. руб.).
- Штрафы за непредставление отчётности по контролируемым сделкам
С 5 тыс. руб. штраф поднимут до 100 тыс. руб. (ранее планировалось увеличить сумму до 1 млн руб.). За недостоверные сведения в уведомлениях придётся заплатить до 100 тыс. руб. Миллионный штраф будут назначать за непредоставление сведений из консолидированной финансовой отчётности международной группы компаний и финансовой отчётности участника международной группы компаний.
- Использование медианного значения интервала цен при выявлении нерыночных цен в сделках
В настоящее время для доначислений ФНС используют верхнюю или нижнюю границу рыночного интервала.
«Использование медианного значения может привести к тому, что сумма доначислений при непопадании в интервал станет больше», — объяснила ведущий юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнёры» Альбина Нурушева.
- Расширяется перечень лиц, которые могут признаваться взаимозависимыми
В список войдут контролируемые иностранные компании (КИК), у которых общее контролирующее лицо. Законопроектне предусматривает снижения порога доли участия в капитале для определения взаимозависимости иностранных компаний с российскими с 25 до 10%.
- Введение налога у источника на любые услуги и работы, который оказывают иностранные взаимозависимые компании, в размере 15%
Таким способом власти хотят сократить количество ситуаций, когда под видом услуг между взаимозависимыми компаниями распределяется прибыль.
«Раньше была широкая практика по переквалификации [налоговиками] таких услуг в дивиденды, когда под видом услуг на самом деле распределяется прибыль, а сейчас правила унифицируют», — говорит Нурушева.
Законопроект также включает изменения в налог на добавленную стоимость. Чтобы предотвратить создание схем уклонения от уплаты НДС, организации-посредники будут нести обязанность по расчёту и уплате налога при ввозе товаров на территорию России и из государств-членов ЕАЭС. Эта норма будет применяться и в случаях, когда товары реализуются хозяйствующими субъектами стран ЕАЭС российским физическим лицам, которые не являются плательщиками НДС, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или других аналогичных договоров. Для компаний станет чувствительным ужесточение регулирования трансфертного ценообразования, прогнозируют юристы.
«С 2024 года перестанет действовать мораторий на проверки трансфертного ценообразования, поэтому налогоплательщикам следует следить за принятием законопроекта и более тщательно подходить к установлению цен в сделках с взаимозависимыми лицами и обоснованию рыночного уровня цен в контролируемых сделках», — предупреждает Нурушева.
Руководитель аналитической службы компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов считает, что наиболее заметным станет повышение штрафов за «нерыночные цены» во внешнеэкономических сделках. На фоне прекращения обмена информацией с налоговыми органами недружественных стран и ограничения доступа к рыночным данным, ужесточение налогового контроля цен может быть оправданным, отметил он. Однако после начала санкционного кризиса в 2022 и 2023 годах штраф не взимался.
«Поскольку обстановка в целом и условия предпринимательской деятельности в ближайшее время не изменятся, повышение размера штрафа с 0 до 100% от суммы недоимки с одновременным исключением специального основания освобождения от ответственности будет означать нарушение принципа последовательности в действиях государственных органов», — рассуждает он.