10:42

Военные аэродромы, спецтехника и накладная борода: как Пригожин «маскировал» свои перелёты по миру — СМИ

  1. Россия и мир

Основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин «маскировал» свои самолёты, чтобы уклоняться от слежки во время перемещений по России и миру. Об этом пишет Forbes со ссылкой на The Wall Street Journal (WSJ).

Разбившийся в Тверской области Embraer Legacy 600 был одним из таких «секретных» бортов, оснащённых спецоборудованием. Они регулярно отключали свои транспондеры, пропадая с экранов слежения, а экипажи имели поддельные паспорта и меняли списки пассажиров непосредственно перед взлётом. В середине полёта пилоты могли по радиосвязи сообщить диспетчеру о внезапной смене пункта назначения.

Самолёты часто вылетали с подмосковного военного аэродрома Чкаловский или близлежащих гражданских аэропортов. Основой воздушного флота ЧВК являлся Embraer Legacy 600 стоимостью около 10 млн долларов. Этот борт несколько раз менял свою регистрацию и юрисдикцию после того, как в 2018 году его купила компания с Сейшельских островов, связанная с Пригожиным.

В 2019 году Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США ввело санкции против Embraer Legacy 600 и его владельца — компании Autolex с Сейшельских островов. В ответ на это Пригожин перерегистрировал самолёт на санкт-петербургскую Trans Logistik. В июне 2021 года борт, зарегистрированный как RA-02795, использовали для перелёта лидеров Центральноафриканской Республики (ЦАР) из Санкт-Петербурга в Банги, где они присутствовали на международном экономическом форуме. В конце июля 2023 года Пригожин летал в Санкт-Петербург, чтобы наладить контакты в кулуарах российско-африканского саммита.

Во время своих командировок в африканские страны, где действовала ЧВК «Вагнер», Пригожин иногда менял два или три самолёта за один раз. Перед посадкой он обсуждал с командой, как много наземный персонал будет взаимодействовать с судном. Он принимал меры безопасности — например, переодевался или назначал встречи на взлётно-посадочной полосе, чтобы успеть скрыться, если понадобится. Когда в октябре 2022 года Пригожин прибыл на авиабазу в восточной Ливии, чтобы встретиться с лидером ливийского ополчения Халифой Хафтаром, он был в военной форме, тёмных очках и с густой накладной бородой.

Бывший офицер ВВС России Глеб Ирисов утверждает, что он регулярно встречал Пригожина на авиабазе в Чкаловском, когда тот садился на рейс в Африку в окружении телохранителей. После попытки мятежа Пригожин перестал использовать военные аэродромы РФ и самолёты МЧС. В последний раз он отправился в Африку из подмосковного аэропорта, добавив себя в список пассажиров незадолго до взлёта. За несколько дней до своей гибели Пригожин воспользовался советским Ил-76, чтобы перебраться из ЦАР в Мали.

В 2019 году в Хартуме приземлился самолёт, на борту которого находились российские военные, включая командующего Черноморским флотом Игоря Осипова. По словам суданских чиновников, они обсуждали участие ЧВК в противостоянии протестам. Неделю спустя самолёт улетел тем же маршрутом из Москвы с суданскими чиновниками. На борту находился генерал-лейтенант Мохаммед Хамдан Дагало, командир Сил быстрой поддержки, которого обвиняют в военных преступлениях в провинции Дарфур. Дагало стал ключевым партнёром «Вагнера» в Судане за счёт поставок золота. Во время своих визитов в Хартум Пригожин посещал несколько ключевых встреч, но часто путешествовал под псевдонимом, по словам суданских чиновников, которые видели его во Дворце республики.