Газеты предложили включить в перечень товаров первой необходимости. Об этом сообщает пресс-служба Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) со ссылкой на зампреда Союза журналистов России Алексея Вишневецкого.
«Периодические печатные издания во время ковида были включены в перечень товаров первой необходимости. <...> Эту практику нужно возродить, тем более это не обойдётся государству слишком дорого. И тогда уже никакой ретейл не сможет препятствовать у себя продаже периодики», — отметил Вишневецкий на круглом столе в Совете Федерации.
Положение печатных СМИ обсудили руководители федеральных и региональных средств массовой информации, издательских домов, представители общественных организаций, министерств и ведомств. Заседание провел сенатор Алексей Пушков. По результатам круглого стола было объявлено о создании в Совфеде рабочей группы, которая разработает программу поддержки печатных СМИ.
Ситуация ухудшается
Ситуация с бумажными изданиями продолжает ухудшаться по разным причинам, среди них — снижение спроса, экономические трудности торговых объектов, цифровизация. Есть и субъективные факторы, например, отсутствие поддержки со стороны местных властей, несмотря на то, что доступность газет и журналов имеет социальное значение. Привычные киоски прессы постепенно исчезают с городских улиц:
- их демонтируют, когда заканчивается срок аренды, и отказываются продлевать договоры с распространителями;
- киоски требуют снести в связи с благоустройством городских территорий и не предлагают места взамен;
- торговые точки переносят без согласования с бизнесом, запрещают устанавливать в центре города;
- от владельцев требуют реконструировать киоски или заменить на те, что соответствуют дизайн-коду;
- киоски запрещают ставить на придомовых территориях, несмотря на решения Конституционного суда и Федеральной антимонопольной службы;
- чиновники отказываются проводить конкурсы на размещение киосков и объявляют аукционы, где победители часто становятся непрофильные, но более богатые компании;
- за размещение киосков берут высокую арендную плату.
Есть примеры, когда власти поддерживают газетную розницу, давая печатным изданиям шанс выжить и развиваться.
Как спасти издания
СППИ ГИПП предложил меры поддержки сетей киосков прессы и вынес на обсуждение рабочей группы следующие идеи:
1. Снять существующие в субъектах РФ ограничения на ассортимент товаров и услуг в НТО «Печать», определив, что печатная продукция может составлять не менее 50%.
2. Рекомендовать на федеральном уровне значительно снизить арендные ставки для киосков и павильонов «Печати».
3. Рекомендовать субъектам РФ устанавливать нулевую или максимально льготную арендную ставку для размещения киосков и павильонов прессы на муниципальной земле.
4. По всей стране проводить исключительно конкурсы на право торговли в течение 5-7 лет с последующей пролонгацией, если нет серьёзных нарушений в работе объекта.
5. Разработать и реализовать адаптированных под нужды конкретного региона программы по развитию системы распространения прессы, включая целевое субсидирование и снятие различных ограничений.
6. Предусмотреть долевое участие местных властей в виде софинансирования или кредитования замены старых киосков.
7. Установить мораторий на снос газетных киосков до конца 2024 года.