Калининградцы регулярно жалуются на работу общественного транспорта. Проблемы из года в год одни те же: автобусы сходят с линии, кондукторы хамят, а на остановках нет навигации. Что предпринять властям? Мнением с «Клопс» поделился глава российского «Объединения пассажиров» Илья Зотов.
Проблема №1. Старые автобусы.
В последний раз новый транспорт покупали шесть лет назад и то не все перевозчики.
— Этот один небольшой вопрос, показывающий отсутствие системности. Автобусы в городе разных марок, в разном состоянии. Троллейбусы требуют обновления, необходимо покупать электротранспорт с автономным ходом. Городу нужно активнее заявляться в федеральные программы. Есть инфраструктурные кредиты, нацпроект «БКАД» — возможности есть, но мы знаем, что Калининград не очень активно участвует в заявках.
Проблема №2. Гонка за пассажиром.
Водители спешат, и это не безопасно. Автобусы рвут с места в карьер, люди падают и получают травмы.
— Главный недостаток — отсутствие регулируемого тарифа. Водитель находится в стрессе: он постоянно думает, сколько людей перевёз. Не везде есть кондуктор — шофёр занимается сбором денег, а его задача — возить безопасно и строго по расписанию. Брутто-контракты решат эту проблему. При них водителю или кондуктору неважно, сколько пассажиров перевезено. Все регионы должны будут перейти на такую систему, Калининград мог бы сделать это гораздо быстрее.
Нужно говорить о проблемах водителей и с точки зрения того, какие условия труда для них созданы. Нельзя забывать про экипаж, это базовые моменты. Людям нужен своевременный обед, взаимозаменяемость, достойная зарплата, другие социальные блага. Нужно возрождать престиж профессии. Сейчас в России почти везде водители перерабатывают.
Проблема №3. Остановки.
В центре Калининграда разделили остановки городских и междугородних автобусов. Часть пассажиров ждёт транспорт под дождём и снегом. Некоторые павильоны разбиты и разрисованные. Нигде нет расписания.
— Позитивное изменение — перераспределили транспортные потоки, дали возможность транспорту подъезжать на остановки, чтобы не было пробок. Но мы видим, что есть определённое несоответствие ГОСТам при обустройстве.
В Калининграде достаточно разные остановки: есть современные, как, например, на Северном вокзале, есть закрытого типа — у памятника Родине-матери, где ждать неудобно. Павильоны в едином стиле создать можно, пригласив в Калининград компании, заинтересованные в рекламных площадях. Такие коммерческие проекты мы видим в других городах России.
Проблема №4. QR-коды с расписанием могут прочитать не все.
Там «зашита» навигация от «Яндекса». При переходе требуется загрузка приложения «Карты».
— Не у всех есть мобильники, которые считывают, а в некоторых местах эти коды висят высоко. А в том же «Яндексе» я должен смотреть отдельный маршрут, что не совсем удобно.
Кое-где висят таблички отдельных маршрутов. Я вижу №25 и 26, но мне как не местному жителю это вообще ни о чём не говорит. Куда они едут и откуда? На остановках следует размещать маршрутную схему и расписание. Таблички могут быть лишь подспорьем.
Проблема №5. На горячую линию быстро не дозвониться, а итог жалоб — неизвестен.
— Наличие такой линии — это хорошо, но мы не знаем, сколько обращений поступает, как они отрабатываются. В открытом доступе этих данных нет. Этот вопрос нужно выносить в открытый формат. Говорить стоит даже о том, что невозможно выполнить, ведь некоторые вопросы абсолютно не решаемы.
Не совсем ясно, как быть пассажиру, если у него срочный вопрос. Ждать ответа оператора приходится, прослушав всё меню. За это время может кто-то пострадать.
Проблема №6. Междугородние автобусы гоняют с превышением скорости.
— Ехал из Храброво на автобусе №244э. Комфортный автобус, но то, что там нет пассажиров, показывает его востребованность. Плюс совершенно точно нарушение скоростного режима. Качество управления и плавность хода тоже очень важный момент. Чтобы водители не превышали скорость, нужно устанавливать блокираторы.
Что не так с калининградским городским транспортом?
Проблема №7. На крупных остановках толпится транспорт.
Людям приходится бегать между автобусами в поисках нужного маршрута.
— Расписание должен составлять организатор перевозок. Транспорт нужно разводить по времени, иначе на остановку могут подъехать сразу 10 автобусов.
Проблема №8. Трамвайные остановки на проезжей части.
А будет ещё больше. Людям приходится выходить прямо под колёса машин.
— В идеале нужно делать обособленные трамвайные остановки, которые закрыты барьерами. Движение людей регулируют светофоры, автомобилистам не надо резко тормозить.
Проблема №9. Сокращается троллейбусная сеть.
— Многим троллейбус не нравится, но это экологичный вид транспорта и достаточно эффективный с точки зрения денег. Нужно переходить на более новую технику. Электробусы? Я бы не сказал, что это замена. Это дорогой транспорт. Закупать 1-2 единицы не совсем эффективное вложение: нужны станции подзарядки, они недёшевы. Если десятки, а то и сотни, тогда возможно. Я считаю, что электробусы — решение для больших городов. В Калининграде можно решить проблемы за счёт трамваев и троллейбусов.
В Калининграде покупают новые трамваи, но эксперты советуют обращать внимание и на инфраструктуру.